Древние барабаныСм. также Хроники этнической музыки и восточного танца в России Первые музыкальные инструменты
Около 2,6 миллионов лет назад человечество начало обрабатывать камень. Возможно, первой инструментальной музыкой были удары камень о камень, но очень сложно отличить следы ударов камней, которые в прошлом предназначались для воспроизведения звуков, от обычных ударов камня о камень. Из музыкальных инструментов на сегодняшний известно более 250 находок, сделанных в Евразии. Это флейты, свистки, ударные, трещотки и т.д. Если говорить о материале, то основную массу находок составляют костяные инструменты. Самым древним музыкальным инструментом является, флейта из Дивье Бабе в Словении, изготовленная из бедренной кости пещерного медведя с просверленными в ней отверстиями, обнаруженная в 1995 году исследователем Иваном Турком. Возраст находки оценивается приблизительно в 43 тыс. лет назад. На фоне других палеолитических флейт находка из Дивье Бабе выделяется, во-первых, возрастом (на восемь тысяч лет превышающим возраст находок из Холе-Фельс и Гайсенклёстерле), во-вторых, тем, что её создание приписывается неандертальцам, относительно интеллектуальных и творческих способностей которых до сих пор ведутся споры. Археолог Митя Бродар приписывает её изготовление не неандертальцам, а кроманьонцам ориньякской культуры. Осенью 2008 года в пещере Холе Фельс в Швабии была обнаружена полностью сохранившаяся флейта, сделанная из кости хищной птицы, предположительно белоголового сипа, возрастом 37 – 40 тысяч лет. В этой же пещере была обнаружена древнейшая палеолитическая Венера (Швабская Венера), датируемая 35-40 тыс. лет. Некоторые исследователи утверждают, что в Австралии были обнаружены диджериду, предположительно возрастом около 40 тыс. лет., но никаких доказательств до сих пор я не обнаружил. Если у вас есть такие сведения, прошу поделиться. Во время раскопок стоянки первобытных охотников в Мезине в 1908 году были был найден целый оркестр музыкальных инструментов. Оркестр, возраст которого составляет около 22 тыс лет, состоял из костяных трубочек из которых были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Среди прочих находок здесь были обнаружены покрытые красной охрой кости мамонта: лопатка, бедренная кость, часть таза, две нижней челюсти, обломок черепа, а также орнаментированный браслет из костяных пластинок, колотушка из бивня мамонта и молоток из рога оленя. Барабан из костей мамонта
В материалах позднепалеолитических памятников Франции обнаружено большое количество костяных предметов, которые, вероятно, использовались в качестве свободных аэрофонов. Хорошо известна гуделка из Ла-Рош-де-Бироль, возраст которой примерно 15 тыс лет, вырезанная из оленьего рога и покрытая красной охрой. Интересно, что согласно исследованиям, находка из Ла-Рош-де-Бироль звучит особенно впечатляюще при вращении в пещере. Интересно, что подобные аэрофоны до сих пор используются у многих племен, включая Южную Америку и Австралию. Вместе с гуделками были найдены костяные идеофоны, напоминающие современный инструмент гуиро. Интересный момент: археолог Егор Данилович Резников исследовал акустические свойства некоторых пещер Европы и обратил внимание, что определенные участки были отмечены верхнепалеолитическим человеком символами. Выяснилось, что отмеченные места совпадают с «точками резонанса». Если издать в таком месте какой-то звук или даже рев, то он распространяется на все галереи с оглушительным гулом! Собственно, всю пещеру в таком случае можно рассматривать как огромный инструмент и вероятно, жившие в ней знали это и отметили определенным образом. Барабаны в древностиПередача, о видах барабанов и их истории, программа «Эврика»
Передача, об истории барабанов и их разновидностях на радио «Маяк»
Самые древние барабаны в виде специально изготовленного инструмента датируются рубежом перехода от неолита к бронзовому веку, начиная с 3600 лет д. н. э., хотя встречаются попытки удревнить это время. Интересно, что барабаны появились в оседлых культурах, вскоре после изобретения колеса в тот период, когда появилась шерстяная ткань из овец. Возможно, ритм барабанов служил ритуальным целям, символизируя смену сезонов. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. На некоторых сайтах утверждается, что при раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов — сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры. Также говорится, что корпус некоторых древних месопотамских барабанов представлял полую ракушку, на которую натягивали кожу. Найти подтверждение данной информации в виде музейного экспоната не удалось. На территории Турции в деревне Catal Hoyuk найдено изображение, которое Лайн Редмонд считает древнейшим рамочным барабаном, датируемое 5600 лет д.н.э., однако изображение настолько схематично, что однозначно утверждать это невозможно. Согласно энциклопедии Британика, возраст найденного в Моравии барабана датируется шестым тысячелетием до н. э. Утверждается, что для этих барабанов использовалась кожа рыб или рептилий. Найти подтверждение данной информации в виде музейного экспоната не удалось. Возможно, датировка спутана с барабанами культуры воронковидных кубков. Древняя Европа, культуры Эртебёлле, культура воронковидных кубков (TRB), культура шаровидных амфор, с 3600 лет д.н.э.Самые древние барабаны эпохи неолита с датировкой от 3600 до 2400 лет д.н.э. найдены на территории Дании, Швеции, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, причем они имеют кубокообразную форму, характерную для ближневосточной дарбуки. Они имели в высоту от 12 до 46 см., но большинство в диапазоне от 20 до 30 см. Барабаны различаются формой и способом крепления мембраны. Самые ранние экземпляры относятся к мезолитической культуре Эртебёлле (Дания и Швеция). Наследницей этой культуры была культура воронковидных кубков, которую причисляют к первой индоевропейской культуре на территории северной Европы. Данная культура принадлежала к кругу мегалитических культур древности и именно на ее территории находится наибольшее количество мегалитов. Локальным вариантом данной культуры является культура Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg, Funnelbeaker), к которой причисляют находку около 200 керамических барабанов в мегалитических комплексах (например, Barskamp, Олдендорф). Был также найден один двусторонний барабан. Один богато украшенный, разбитый глиняный барабан был найден на нижнефранкском кладбище Großeibstadt. Около 20 барабанов было найдено в Дании и Чехии. На некоторых барабанах присутствует орнаментация на внутренней поверхности снизу, что говорит в пользу его использования в горизонтальном положении. Несмотря на огромную удаленность, находки барабанов в могильниках, похожей формы встречаются и в культуре китайского неолита того же периода. Однако на территории Юго-восточной Азии эти барабаны сохранились до настоящего времени, а на территории Европы они бесследно исчезли, разве что о них напоминали формы пьедестальных чаш. Древнее европейских и китайских барабанов до сих пор ничего не найдено. Более поздние барабаны, найденные на территории Чехии и датируемые от 2800 г. до н.э. до 2400 г. д.н.э. принадлежали культуре шаровидных амфор (kugel amphoren culture), входящей в круг шнуровой керамики и боевых топоров и пришедшей на смену культуре воронковидных кубков. Примечательно, что на территории России к этой общности принадлежала фатьяновская культура, следы которой находят и на территории Москвы.
Древний Китай, культуры Давенкоу, Яншао, Мацзяяо, с 3500 лет д.н.э.В древности в Китае выделяют три культурные зоны: восточную, среднюю и западную (см карту ниже). Первые барабаны появились около 4 тыс. лет д.н.э. на востоке и спустя тысячелетие они появляются и на западе. До барабанов были найдены костяные флейты, датируемые 7000–5800 лет д.н.э. По-видимому, барабаны в неолитическом Китае были связаны с иньским культом водного божества, который впоследствии стал олицетворять дракон, так как на них использовалась кожа аллигатора. На барабане культуры Яншао изображена антропоморфная фигура, которая держит двух рыб.
Самые ранние экземпляры барабанов на территории Китая относятся к неолитической восточной культуре Давенкоу на территории провинции Шандунь и датируются около 4000-3500 лет д.н.э. На этих ритуальных барабанах использовалась кожа аллигатора. Все барабаны имеют 15-20 петель для крепления мембраны, по высоте от 17 до 36 см и имеют небольшие отверстия для выхода воздуха около 6 мм по бокам и чуть более крупное отверстие снизу. Скорее всего на них играли в сидячем положении, так как на некоторых есть петли для крепления. В захоронениях Давенкоу барабан располагался около стоп умершего. В средней и восточной зоне развивалась группа культур, Яншао. В центральной области она представлена культурами Мьядигоу и Луншань, а на западе культурой Мазцзяяо и рядом других культур. В средней области встречается большое разнообразие форм барабанов. В Таоси было найдено огромное количество разнообразных музыкальных инструментов, датируемых ранее 2000 г д.н.э., включая звенящие камни, колокольчики из глины и меди, большие деревянные и керамические барабаны. Вместе с ними найдены кости и кожа аллигатора, характерная и для барабанов Давенкоу. В западной области в культуре Мацзяяо барабаны больше всего походят по форме на дарбуки. В дальнейшем барабаны подобной формы вошли в культуры провинции Юнань (Барабан Даи, Dai drum from Yunnan), Мяьнму (барабан о-зи, ò-zi), культуру Таиланда (барабан клон-яо, klong-yao), культуру малазии (малайский гедонбэк), а также в культуру Новой Гвинеи. Очень похожий по форме барабан был найден в городище Бейджесултан (Beycesultan) в Турции, датируемый около 1900-1550 лет д.н.э. Интересно отметить, что возможно связь с Турцией не случайна, так как расписная керамика Мацзяяо очень напоминает керамику культуры Триполья, располагавшейся на территории Украины, Молдавии и Румынии. При этом именно в Триполье впервые появились такие символы как свастика и инь-янь, впоследствии появившиеся в Китае. Также доказано, что культура Мацзяяо подверглась влиянию переселенцев, пришедших с северо-запада. В музеях провиции Ганьсу и в музее Ланьчжоу находится огромное количество дарбукообразных барабанов. В то время как на востоке барабаны клали у ног умершего, на западе их располагали у головы.
Керамические барабаны в первом китайском государстве династии Шан (1600-1027 г д.н.э.) сменили бронзовые барабаны. Однако даже в бронзе видно, что ранее использовалась кожа аллигатора. Примерно в этом же время, в эпоху так называемой донгшонской цивилизации, в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных.
См. также:
Барабаны Триполья (культура Кукутень), с 4600 лет д.н.э.В Северном Причерноморье сложилась одна из основных групп древних индоевропейцев, сформировавших трипольскую культуру, расцвет которой пришелся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.; Она была ареалом проживания выходцев из Малой и Передней Азии, Закавказья, Зауралья. Ареал культуры располагался на территориях западной Украины, Молдавии, Северо-восточной Румынии. В позднее время контактировала с мегалитической культурой воронководных кубков, где как известно, существовали кубкообразные барабаны. С другой стороны именно в этой культуре впервые возникли такое символы как инь-янь, свастика, особый стиль расписной керамики, похожий на расписную керамику китайской культуры Мацзяяо. Считается, что большим влиянием на культуру Мацзяяо оказали пришельцы с запада, которые контактировали с культурой Триполья. И именно в культуре Мацзяяо мы находим древнейшие китайские дарбуки. Нельзя исключать, что такие виды барабанов впервые возникли именно в культуре Триполья. В подтверждение этой версии существуют находки трипольских барабанов трех разных форм: в форме песочных часов, в кубковидные и конусообразные. К сожалению, феномен трипольских барабанов изучен слабо, в основном в работах Ольги Олейник. Далее следуют выкладки из ее работ. Среди керамики Триполья существовали особые изделия – сосуды без дна разных форм и размеров как спаренные (в виде двух полых цилиндров, соединенных одной или двумя-тремя перемычками – «биноклевидные»), так и одинарные («моноклевидные»). Их назначение до сих пор представляется спорным. Высказывалось предположение, что биноклевидные изделия являются спаренными барабанами. По аналогиям известных типов барабанов реконструированы два разнотипных инструмента, обнаруженные на раннетрипольском (4600 г. до н. э.) поселении Ленковцы (ныне Черновицкая обл.). Один из них принадлежит к типу кубкообразных барабанов, известных среди археологических находок в Европе и Китае. Другой тип барабана из этого поселения – конусный. Характерной особенностью инструмента являются овальные отверстия в нижней части корпуса. Подобные декоративные отверстия различной конфигурации известны среди инструментов народов Азии, Полинезии и Африки. К типу конусных принадлежат также барабаны с двумя выступами-«ушками» в нижней части корпуса. Они относятся к среднему этапу Триполья (4500–4300 гг. до н. э.). Корпусы этих инструментов украшены прочерченным орнаментом, символизирующим змею. Археолог Н. Бурдо полагает, что подобные орнаментальные композиции на керамике воплощают образ лунной богини-змеи. Заслуживают внимания отдельные антропоморфные сосуды в форме нижней части женской фигуры. Литавры подобной формы до сих пор существуют среди ритуальных инструментов народов Западной Африки. Они связаны с культом плодородия.
Древний Шумер, 3000 лет д.н.э.Известно изображение барабанов lilis в древнем Шумере (около трех тысяч лет до н. э). Эти котлообразные барабаны крепились на длинной тонкой ножке. Древний Египет, 2700 лет д.н.э.Самое раннее упоминание барабанов в Древнем Египте восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане. На территории Англии в детской могиле были найдены каменные фолктонские барабаны (Folkton drums), которые датируются 2500 лет д.н.э. Месопотамия, Ур, 2380 лет д.н.э.Самый древний рамочный барабан зафиксирован в руках служительницы культа Луны в храме Ура около 2380 лет д.н.э. Изначально на рамочных барабанах в Месопотамии, Египте и Греции играли именно женщины. Древний Египет, 2100 лет д.н.э.Самый ранний из сохранившихся барабанов Древнего Египта – военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) – был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см. В Древнем Египте танцовщицы использовали большой прямоугольный тамбурин с вогнутыми краями. Единственный прилично сохранившийся экземпляр такого тамбурина был найден у входа в гробницу Рамосе и Хатнефер, родителей архитектора Сененмута. 15 в. до н.э. Хранится в Каире, не экспонируется. Длина (макс) 76 см. Кожа окрашена в красно-терракотовый цвет. Западноанатолийская культура, 1900-1550 лет д.н.э.В археологическом городище Бейджесултан (Beycesultan) на территории Турции был найден барабан кубкообразной формы. Согласно отчету Британского иститута археологии в Анкаре, от 1965 г., барабан датируется 1900-1550 лет д.н.э. и принадлежит к западноанатолийской культуре дохеттского периода. Эта культура недостаточно исследована, ее наиболее известны такие памятники как Троя, Бейджесултан, Лимантепе; среди менее известных — Тепекуле, Байраклы (в городской черте города Измир), Паназтепе в устье реки Гедиз, и ряд других. Барабан по форме резко отличается от других форм керамики, а также содержит выступы для крепления мембраны. В настояшее время проведена реконатрукуия данного инструмента.
Пазырыкская культура, Алтай, 500 лет до.н.э.Большой интерес представляет наличие кубкообразных барабанов в пазырыкской культуре горного Алтая, существовавшей в промежутке 6-3 вв д.н.э. Иногда их называют скифскими дарбуками. Известно, что в состав пазырыкской культуры входили племена скифов, пришедших по-видимости с территории современно Тувы, где были найдены древнейшие скифские курганы Аржан. С другой стороны, пазырыкцы активно контактировали с персидской державой Ахеменидов во времена курганов пазырыкской группы, относящейся к V-IV вв. до н.э.. Во втором пазырыкском кургане рядом с деревянными сосудами был найден барабан, сделанный из двух пластин бычьего рога. Односторонний барабан высотой 18 см, диаметром 10 и 8 см в его расширенных, верхней и нижней, частях и 6 см в средней, суженной. Корпус составлен из двух гнутых пластин бычьего рога, края которых с рядами круглых отверстий на месте швов, заходят один за другой. На верхнем, более широком и загнутом внутрь, конце была натянута мембрана, наглухо прикреплённая таким же швом к самому краю. Все швы были замаскированы наклеенными на них узкими золотыми пластинками с верёвочным орнаментом. Мембрана не сохранилась, но следы от неё в виде узкой белой полосы на корпусе остались. Отделка барабана отличается особой тщательностью и изяществом. Подобные барабаны находили и в других курганах пазырыкской группы. Один из пазырыкских барабанов сейчас можно увидеть в музее Эрмитажа.
Донгшонской культура, Вьетнам, 500 лет до.н.э.Фрог-драм — один из древнейших барабанов, прародитель металлофонов юго-восточной Азии. Своя бронзовая культура — предмет особой гордости вьетнамцев. В эпоху так называемой донгшонской цивилизации народностью лаквьет в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных. Барабаны выполняли не только музыкальные, но и ритуальные функции. Характеристики Донгшонского бронзового барабана:
Подобные барабаны сейчас используются в Таиланде и Лаосе. Легенды народа Хо - Монг говорят, что барабан спасал жизнь их предков во время больших наводнений. Барабан являлся одним из предметов, который клали с умершим в гробницу (местность Донг Шон, провинция Тхань Хоа, Вьетнам).
Первое упоминание африканского барабана было зафиксировано в «Перипле» финикийского флотоводца Ганнона (6 в. до н.э.), который, по-видимому, доплыл до современного Камеруна. Древнейшее изображение шамана с бубном датируется 2-м веком до нашей эры, найдено на территории Хакассии на оз Тус-Кель. Барабан в виде песочных часов изображен в росписях Топрак-кала, 3-6 вв. близ Хорезма. В средневековой Европе кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях. Барабаны в древнем ЕгиптеДревнейшие изображения танцовщиц в Египте относится к додинастической герзейской культуре (3600-3600 лет д.н.э.). Все они изображают женщину с воздетыми над головой руками, напомнающие форму сердца. Аккопонировали танцу, по всей видимости, хлопками. Эта традиция сохранилась в египетской музыке до сих пор. Благодаря археологическим находкам было установлено, что музыкальному искусству в Древнем Египте уделялось особое значение. Музыканты Древнего Египта объединялись в ансамбли, состоявшие из арфистов, флейтистов, кифаристов (инструменте схожем на лютней), нескольких танцоров и певцов. Со времен состав значительно изменился, большую роль стали играть ударные инструменты – барабаны, бубны, производились хлопки ладошками. В Новом царстве (1550—1069 годы до н. э.) мелодии стали намного ярче, шумнее и гораздо резче нежели когда-либо. Темп произведений значительно ускорился, танцоры стали двигаться ритмичней и быстрей, движения стали страстными, музыка стала более опьяняющей и подстегивающей к танцу. В Древнем Египте были известны названия барабанов – кемкем (егип. Kmkm – звукоподражательное), тебен (егип. Tbn). Самое раннее упоминание восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане. Наиболее древними являются цилиндрические барабаны. Помимо многочисленных изображений музыкантов с барабанами на рельефах и росписях сохранилось несколько инструментов различной конструкции – из них 4 находятся в Египетском музее (Каир), 2 других – в Лувре (Париж) и в Метрополитен-музее (Нью-Йорк). Самый ранний из дошедших образцов – военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) – был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см.; в гробнице также обнаружены остатки кожаной мембраны и шнуры, которые предохраняли корпус от рассыхания (витки шнура пропечатались на корпусе). Остальные барабаны Египетского музея датируются XVIII династией Нового царства (16 в. до н.э.). Подтверждением последней датировки служит орнаментальный узор в виде пальметт на петлях, через которые продевалась веревка для подвешивания барабана на шее исполнителя. Корпус одного барабана сделан из бронзы, что можно считать уникальным случаем. Размеры его совпадают с барабаном из Бени-Хасана, но он имеет явную бочонкообразную форму, наиболее распространенную. Барабан из Лувра иной конструкции: радиографический анализ показал, что корпус его сделан из 24 досочек, плотно скрепленных вместе; 2 красные мембраны были соединены сложной системой шнуров, регулирующих их натяжение. Играли на барабанах одновременно всеми пальцами обеих рук или перебирая каждым отдельно в мелкой технике. Палочки не применялись. Инструмент имел религиозно-ритуальное назначение, был широко распространен и в повседневном быту (под его аккомпанемент совершали каждодневные работы). В ансамбле с трубами он являлся главным инструментом военной музыки (все, кто хотели играть в армейских ансамблях, должны были проходить испытательный срок). В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.), говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч длин». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня – искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Однако обычно на военных барабанах играли только мужчины, зато храмовые барабаны были преимущественно женским инструментом. Судя по изображениям, исполнителями были главным образом нубийцы. Игра их отличалась, видимо, подчеркнутой экспрессией, заражая своей ритмикой танцоров, движения которых зримо отличались от исконно египетских танцев. Барабан как ансамблевый инструмент сопровождал ритуальные процессии и культовые танцы. Известны рельефы с изображением церемонии празднества Опет (праздник в честь перенесения священной ладьи бога Амона из храма в Карнаке в его «южный гарем» - Луксор) с музыкой, пением гимнов, сложными акробатическими танцами. В Древнем Египте танцовщицы использовали большой прямоугольный тамбурин с вогнутыми краями. Единственный прилично сохранившийся экземпляр такого тамбурина был найден у входа в гробницу Рамосе и Хатнефер, родителей архитектора Сененмута. 15 в. до н.э. Хранится в Каире, не экспонируется. Длина (макс) 76 см. Кожа окрашена в красно-терракотовый цвет. Бочонкообразный барабан был преемником прямоугольного бубна, превосходя его в динамике и тембровых оттенках. Иногда ритмические акценты подчеркивались введением в ансамбль деревянных идиофонов – соударяемых палок-брусков (например, рельеф с изображением торжественной процессии праздника Опет из храма Амона в Луксоре; сер. 14 в. до н.э. – время правления фараона Тутанхамона). Бочонкообразный барабан упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера (постоен между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.). В обращении к небесной богине есть строки – «мы бьем в барабаны для тебя, владычица Дендера». В ритуальных церемониях в честь богини Исиды, как свидетельствуют рельефы и тексты храма Исиды на острове Филе (2 в. до н.э.), также наряду с другими инструментами использовался барабан. Вероятно, в функции барабанов применялись и глиняные сосуды. Барабан кемкем изображен в храме царицы Хатшепсут, там же представлены и другие разновидности барабанов – малый бубен прямоугольной формы под названием хаа (ha), на котором играли женщины (распространен по всей долине Нила; есть точка зрения, что он имеет азиатское происхождение). В музее Каира хранится настоящий прямоугольный двухсторонний рамочный барабан 14 века д. н.э., который нашли в гробнице женщины по имени Хатнофер. Существуют разночтения в дифференциации египетских инструментов, принадлежащих к типу барабанов. Помимо большого барабана, малый прямоугольной формы встречается и под названием дебдеб (dbdb). Под названием «кемкем» известен и вазообразный барабан (записывался иероглифом с детерминативом «ваза») типа дарбуки. Бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Он известен во многих областях Африки. Подобный конусообразный барабан – кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви.В Эфиопии с момента появления монофизитского христианства кэбэро стали неотъемлемой частью церковной службы, а умение играть на них – обязанностью священнослужителей. В Центральной и Южной Африке многие типы барабанов вошли в литургию афро-христианских сект, «черных церквей». В их сопровождении исполнялись церковные гимны (музыкальные формы которых позднее, в период борьбы за независимость, использовались при создании «песен протеста»). В Древней Персии был известен малый цилиндрический барабан думбалак (пехлеви), или дунбалак (фарси), с 17 в. называемый дунбал/данбал. Барабаны в средневековом ВостокеОдно из самых ранних свидетелсьв наличия дарбук в Средней Азии и Китае является погребальный саркофаг Аньяна, принадлежащий согдийскому купцу и официальному лицу, действовавшему в Китае в VI век н. э. Это говорит о том, чтона дарбуках в Средней азии играли еще до арабских завоеваний. Вполне возможно, что дарбука у арабов появилась вследствии этих завоеваний. И уже в 8-9 веках они их распространили весьма широко, о чем свидетельствуют находки дарбук на Пиринеях. Погребальное ложе было раскопано в Аньяне (древний Чжандефу), столице династии Северная Ци (550—577 гг. н. э.). Оно имеет важное значение для согдийского искусства и культуры, поскольку оно украшено музыкантами в типичной согдийской одежде и буддийской сценой с изображением божеств. В ансамбль согдийских музыкантов входят два лютниста, флейтист, два барабанщика и цимбалист, а также два танцора. Двое носилок, когда-то прикреплённые к саркофагу, демонстрировали то, что китайцы называли хусюань у, то есть «согдийский танец с вихрем», который был чрезвычайно популярен в Китае и появляется на многих китайских гробницах. Источники Тан подтверждают популярность танца. Его исполняли при дворе китайский император династии Тан Сюаньцзун и его любимая наложница. Вероятно, танец сопровождался боем барабанов, похожим на дарбуки. Ритмическая традиция на востоке испокон веков передавалась путем устной передаче. Многие ритмы придворной музыки были тесно связаны с арабской и персидской поэзией. В VIII веке Аль-Халиль ибн Ахмад (ок 718 – 791, Басра) разработал систему арабского метрического стихосложения аруд. основанную на чередовании долгих и кратких слогов. Эта система и получила распространение в персидской и тюркской поэзии, в дальнейшем нашла свое выражение в андалусийском жанре мувашахат. Другая легендарная личность — музыкальный теоретик тюркского происхождения аль-Фараби (ок. 870 Туркестан — 950 г. Дамаск). Он автор нескольких трудов о музыке, среди которых «Книга ритмов» («Китаб ал-’ика’ат»), «Книга о классификации ритмов» («Китаб ‘ихса’ ал-’ика’ат»), «Книга о классификации наук» («Китаб ‘ихса’ ал-’улум») и др.», он вошёл в историю музыкознания как создатель первого системного учения в трактате «Большая книга музыки» («Китаб ал-мусика ал-кабир»). В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. В 13 веке персидский музыкант Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Сафи-ад-Дин родился в 1216 г. в городе Урмия (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран) работал писарем в библиотеке последнего абассидского халифа и пережил его падение при захвате Багдада монголами в 1258 г., после чего побывал в ставке Хулагу-хана Последние годы своей жизни прожил в нищете и забвении, скончался в возрасте 78 лет в 1294 году в Багдадской тюрьме. Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. 13-я глава книги «Китаб аль адваар» посвящена ритмическим моделям. Сафи-аль-Дин перечисляет 8 ритмических моделей и их вариаци. В книге «Рисаала» также перечисляются семь аналогичных ритмов и добавляются новые. В разных книгах под одним названием приводятся разные ритмы. Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Чииталась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли. Доле без продлевания соответствовал короткий слог ta, доле с продлеванием – длинным слогом tan. Барабаны в средневековековой Европе, антикварные дарбукиХотя барабаны в Европе были известны еще со времен неолита, Древнего Египта и Месопотамии, в раннее Средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах (tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественном зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространен он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на сохранение в своем искусстве древних традиций, жалуются на «засилье» барабанов и бубнов, которые вытесняют инструменты «более благородные». Бубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, — их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour, bosquei) при этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике, который они укрепляли на своем левом плече при помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой, как это видно на скульптуре XIII в. с фасада Дома музыкантов в Реймсе. По скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или двойные, барабаны. В эпоху крестовых походов они нашли распространение в армии, так как легко устанавливались по обе стороны седла. Другим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) — две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев. В лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа танцовщица изображена именно с этим инструментом. К XV в. относится фрагмент скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем тимбр используется в оркестре. К тимбру следует отнести цимбал (cymbalum) — инструмент, представлявший собой кольцо с припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики, изображение этого инструмента известно по рукописи XIII в. из аббатства Сен-Блаз (рис. 20). Цимбал был распространен во Франции во время раннего Средневековья и использовался как в светской жизни, так и в церквах — им подавался знак к началу богослужения. К средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (chochettes). Распространены они были очень широко, колокольчики звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, — не говоря уже об использовании колоколов в церкви... Колокольным звоном сопровождались и танцы, и этому есть примеры — изображения на миниатюрах, относящиеся еще к началу X в.! В Шартре, Сансе, Париже на порталах соборов можно встретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные колокольцы, символизирует в семье Свободных искусств музыку. Царя Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из Библии ХIII в., играет он на них с помощью молоточков. Количество колоколов могло варьировать — обычно от пяти до десяти и более. В XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV в. Тогда было принято украшать одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к. ним колокольчики. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати — мелкому дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился он с тех пор мало. После длительного отсутствия кубкообразных барабанов на териитории Европы их находят уже в эпоху средневековья в Испании. В средневековой Европе кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях. В 13 веке персидский музыкант Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Сафи-ад-Дин родился в 1216 г. в городе Урмия (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран) работал писарем в библиотеке последнего абассидского халифа и пережил его падение при захвате Багдада монголами в 1258 г., после чего побывал в ставке Хулагу-хана Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. 13-я глава книги «Китаб аль адваар» посвящена ритмическим моделям. Сафи-аль-Дин перечисляет 8 ритмических моделей и их вариаци. В книге «Рисаала» также перечисляются семь аналогичных ритмов и добавляются новые. В разных книгах под одним названием приводятся разные ритмы. Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Чииталась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли. Доле без продлевания соответствовал короткий слог ta, доле с продлеванием – длинным слогом tan. Здесь представлены барабаны относящиеся к средневековью и первые фотографии с барабанами. Хронология возникновения культурных явленийСуществуют разные теории относительно возникновения нашего мира. В данном описании я буду опираться на научную картину мира. А научная картина опирается на аристотелеву логику, то есть дуальности да-нет. В мифологических картинах мира эта логика нарушается, поэтому в восточных религиях наше мироздание сравнивается со сном и мир видится как иллюзия или сон божества. 13,8 млрд. лет - Зарождение нашей Вселенной, формирование элементарных частиц и химических элементов. 4,57 млрд. лет - Формирование Солнца и Солнечной системы, появление сложных химических элементов. 4,1—3,8 млрд лет назад - зарождение жизни на Земле. 4 млн. лет назад - возникает прямохождение, промежуточные варианты были с 7 млн длет назад. Руки высвобождаются для более тонкой деятельсности. Увеличивается детство, появляются социум, так как роды теперь сопряжены с трудностями. 2,7 млн лет - Олдувайская культура, начало обработки камня как орудия труда. На территории России найдена кость вюрблюда с засечками около 2 млн. лет. 700 тыс. лет. Возникает ассиметрия головного мозга. По данным палеоархеологии установлено, что шельские рубила удобнее захватываются правой рукой. 300 тыс. лет. Копье. Древнейшими считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет. 200 тыс. лет. По одной из теорий, именно в это время гортань опускается до современного уровня, появляется сложномодулируемая речь. 156—120 тысяч лет назад с максимальной вероятностью 138 тысячи лет назад - Y-хромосомный Адам, общий предок всего человечества по мужской линии 148—99 тысяч лет назад (с максимальной вероятностью — 124 тысячи лет назад) - Митохондриальная Ева, праматерь всего человечества. 100 тыс. лет. 40 тыс лет. Культурная революция! Появился первый музыкальный инструмент - флейта. Древнейший музыкальный инструмент был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс. Полностью сохранившаяся флейта возрастом 37 тысяч, лет и сделанная из кости хищной птицы обнаружена в пещере в Швабских Альпах в юго-западной Германии. В это же время распространяются представление о загробной жизни, появляется погребальный обряд, причем его следы обнаружены как в Европе, так и в Австралии (Леди Мунго). В предшествовавшую мустьерскую эпоху также находят следы погребений, но их отностительно немного и датировка сильно колеблется. Появляются первые неолитические Венеры. Венера из Холе-Фельс (Швабская Венера), Германия датируется 35-40 тыс. лет, Венера Гальгенбергская. Австрия,- 36 тыс. лет. Костенковские Венеры датируются 24,5-21,5 тыс. лет. Отпечатки рук в в пещере Kуэвa-дe-Эль-Kacmuльo в Испании. Изобретение плотов. 30-29 тыс. лет Изобретение лука со стрелами. Возможно, это был первый струнный инструмент. Первые наскальные росписи в пещере Шове во Франции. Cкaльныe жилища с рисунками в Бxuмбemке пpeдcmaвляюm coбoй oднu uз caмыx paннux cлeдoв жuзнu чeлoвeкa нa uндuйcкoм cубкoнmuнeнme. 26 тыс. лет 25 тыс. лет 22 тыс лет 17 тыс лет. 16 тыс. лет. 12 тыс лет до н. э. 10 тыс лет до н. э. 8 тыс. лет до н. э. 6 тыс. лет до н.э На территории Турции в деревне Catal Hoyuk найдено изображение, которое Лайн Редмонд считает древнейшим рамочным барабаном, датируемое 5600 лет д.н.э. Однозначно утвержать это невозможно. 5 тыс. лет до н.э Стоянка древнего человека на скале Шаманка на Ольхоне. Древнейшее изображение повозки, влекомой быками в Южной Сибири. Появляются резные каменные шары в Шотландии, назначение которых до сих пор неизвестно. Возникновение пиьменности, дунайское протописьмо (Тэртэрийские надписи). В Египте впервые приручена ливийская буланая кошка, ставшая впоследствии священным животным богини Баст. 4 тыс. лет до н.э Документально фиксируемые древнейшие барабаны, причем имеющие кубоковидную форму, найдены на территории Германии и Китая. Датируются от 3600 лет д.н.э. Около 200 керамических барабанов найдено на территории Германии, относящиеся к культуре Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg и Funnelbeaker). Данные группы являлись локальными вариантами культуры воронковидных кубков. В Китае найдены ритуальные барабаны с кожей аллигатора, относятся к неолитической культуре Давенкоу и датируются около 3500 лет д.н.э. 3 тыс. лет до н. э. Создание древнеегипетского государства. Каменные лабиринты в Беломорье. Строительство Стоунхэнджа. Начало эпохи пирамид. Волосовская культура на территории Русской равнины. Изобретение гончарного круга. Изобретение хлопковой ткани. Появляются первые бронзовые барабаны в Юго-Восточной Азии в Донгшонской культуре. Возникновение шумерской клинописи. 2,5 тыс. лет д.н.э. - возникновение буддизма, греческой философии. Фолктонские каменные барабаны на территории Англии. Самый древний рамочный барабан зафиксирован в руках служительницы культа Луны в храме Ура около 2380 лет д.н.э. Изначально на рамочных барабанах в Месопотамии, Египте и Греции играли именно женщины. К этому же времени относятся статуэтки борцов из Месопотамии, на головах которых находятся барабаны. 2 тыс. лет до н. э. 1 тыс. лет до н. э. Рубеж нашей эры. Возникновение греческой, а затем римской и китайской империй. ПротокультурыРасмотрим истоки современной цивилизации на основе работ Освальда Шпенглера (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936 года, Мюнхен) — немецкий историософ, представитель философии жизни. В своей последней работе Шпенглер описывает поле истории, в которой он выделяет 4 основных этапа — А, В, С, D. Фаза А длится с неопределенного времени (когда фиксируются первые признаки разумного человека) до верхнего палеолита. Вторая фаза В располагается, по Шпенглеру, в промежутке от 20 000 до 6000 лет до Р.Х. и характеризуется обнаружением человеком «внутреннего мира», души и столкновением с феноменом смерти (на самом деле эта фаза начинается 40 тыс лет назад, во времена Шпенглера еще не было данных археологии). Этот период Шпенглер уподобляет метафорически излюбленным им кристаллам и минералам. Фазы А и В Шпенглер называет «неорганическими». Две другие — С и D — «органическими». Третью фазу С Шпенглер сравнивает с «амебой», медленно, но автономно передвигающимся простейшим животным. В этой фазе складываются протокультуры, которые позднее, в фазе D, которая длится до настоящего времени, лягут в основу известных нам «культурно-исторических типов». На стадии С Шпенглер насчитывает три протокультуры, три «цивилизационные амебы»: атлантическую, кушитскую и туранскую. Второй протокультурой эпохи С является кушитская культура. Шпенглер располагает ее центр на юге Евразии между Индией и Красным морем. Для этой протокультуры характерно представление о роке как математическом законе мира, воплощенном в небе и подчиняющем себе все процессы на земле. Кушитская культура безразлична к смерти и жизни и все свое внимание сосредотачивает на исследовании математических закономерностей мира. В центре ее стоит фигура жреца-математика. Главной символической постройкой является храм. В фазе D кушитский стиль полнее всего выразился в Ассиро-Вавилонской цивилизации. Третьим типом протокультуры является Туран. И здесь мы подходим к идеям, чрезвычайно созвучным русским евразийцам. Протокультура Турана, по Шпенглеру, представляет собой чисто героический стиль. В центре стоит борьба героя против сил смерти и сил судьбы. Герой и его «я» ставятся во главу угла, признаются божественным началом. Мир полон сил жизни и является полем нескончаемой битвы. Ни рок (кушитский стиль), ни смерть (атлантический стиль) не являются для человека Турана высшей ценностью. Бессмертие добывается только в бою, и достойная жизнь есть жизнь с высоко поднятой головой. Боги военных цивилизаций Турана под стать этому архетипу: они воинственны, бесстрашны и неукротимы. Символом такого туранского стиля Шпенглер считает колесницу. С 1200 г. до Р.Х. волны туранских колесниц спустились в южные зоны и основали новые типы культур. Ахейцы наводнили Грецию и обосновались в Микенах. Гиксосы вторглись в Египет, касситы в Вавилон. В тот же период индоевропейские воины на колесницах вступили в Индостан и на останках древних цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа (видимо, кушитского типа) основали ведическую культуру Индии. В Китай Чжоу также приехали на колесницах и завоевали его. Так, почти одновременно носители туранского начала (цивилизация амебы С) положили основы трем «высоким культурам» фазы D — китайской, индийский и эллинской (с параллельными вторжениями в зону вавилонской и египетской цивилизаций). Таким образом, по Шпенглеру, именно индоевропейские (преимущественно) народы Турана и их героический стиль оказали решающее воздействие на рождение большинства классических цивилизаций Старого Света, в тени которых мы живем и по настоящее время. Статьи про древнюю музыку:
Читайте также: Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Алгебра ритмов
Статьи о ритмических традициях мира на английском языке
Использованы материалы из Музыкального Арсенала, Энциклопедии театра
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|