Барабанная школа Darbakesh Percussion Studio

Живи в ритме!


Этнические барабаны. Восточные барабаны

Драмминг для танцоров

Дарбука — главный перкуссионный инструмент Ближнего Востока, который находится в центре внимания нашей школы.
Как играть на дарбуке вы сможете узнать в разделе видеоуроков и в разделе по нотной записи ритмов.

См. также статью по истории дарбуки и беллиданса в Египте. Часть 1.

Отрывок из ДВД книги Хоссама Рамзи
Перевод и комментарии Невены Богачевой

Эта статья – отрывок из  моей ДВД книги, названной «Ритмы Нила/драмминг для беллидансеров», которая вышла в прошлом году. Я захотел, чтобы статья появилась также и в печатном виде, потому что сужу по той лавине писем, которая обрушивается на меня от барабанщиков и танцоров со всего мира. Люди пишут мне, и  я вижу, что потребность в  этой информации неуклонно растет.

С того времени, как я стал играть для беллидансеров,- а уж это случилось так давно, что и не вспомнить, – я понял, что существуют основные правила игры – «A GOOD DANCER’S DRUMMER»*, в соответствии с которыми будет и изложен мой материал.

Чтобы стать профессиональным барабанщиком, играющим для беллидансеров, вам следует усвоить, что представляет собой египетский /ближневосточный танец.

Мое главное правило таково:

«Настоящее искусство восточного танца заключается в том, чтобы сделать музыку видимой.»

Что это означает? А то, что каждый музыкальный звук должен быть переведен танцором на язык движения по трем измерениям.

К примеру, если целый оркестр играет (все музыканты вместе) длинную фразу – будь то во вступлении, в финале или в середине композиции – то танцор должен совершать большие, объемные движения, перемещаясь по всей сцене, покрывая как можно больше доступного пространства, чем во фрагментах, когда один инструмент исполняет соло.

Я НЕ собираюсь рассказывать танцору о том, КАКИЕ движения следует делать, и не буду указывать барабанщику, какие ритмы, «украшения» или акценты ему или ей нужно извлекать в этих местах. И тот, и другой должны понимать, что это -большой ли это звук, производимый целым оркестром или маленький, выводимый солистом, и представлять его соответственно.

Это правило проливает свет на важную концепцию  перевода музыки.

Я часто спрашиваю себя: как танцор переводит музыку? И я чувствую, что многие барабанщики, танцоры и музыканты тоже  хотели бы узнать об этом.

Давайте-ка поразмыслим…

Когда в компании малознакомых людей человек, рассказывая о себе, говорит: «я танцую фламенко» или «я исполняю катхак \стиль одисси» в ответ слышится, как минимум, удивленно-восхищенное: «вау!», что означает примерно «вот это да!».

Расскажите, что вы исполняете танец живота, каков будет ответ? Правильно, в лучшем случае – ироническая  улыбка и «понимающий» (в том смысле, что  «видали мы, знаем, о чем речь») кивок головы.

Понимаете, почему? Чтобы танцевать фламенко, вам нужно знать историю и теорию этого танца, владеть специальными терминами, без этого нельзя. Вы  должны вникнуть в науку о ритмах, которые очень сложны, узнать об опыте знаменитых танцоров фламенко, живших до вас и живущих ныне. Я уже не говорю об истории костюма. То же и в случае с катхаком или одисси. Эти древние виды индийского танцевального искусства (как правило!) танцовщики изучают с самого детства – язык жестов, правильное положение тела.

Глубокое проникновение в предмет ВСЕГДА вызывает уважение и считается делом сложным.

Что не так с танцем живота? Вы танцуете беллиданс? А…все ясно. Мы приучили аудиторию к тому, что можно вертеть бедрами без всякого знания о средневосточном танце. Можно ничего не знать о стилях, путать названия, никогда не слышать имен своих старых мастеров и совершенно не вникать в культуру.

Это никогда не вызывает уважения. Мы сами сделали, чтобы было так.

Танец Гавази Giulio Rossati. (1857 –1917)

Сегодня положение дел таково, что ВСЕ должны понять – это НАША ОБЯЗАННОСТЬ – образовывать аудиторию, донести до людей знание о том, что беллиданс – это не дешевая форма стриптиза.

Это и привело меня к открытию простой, но мощной в своей артистической эффективности  формуле. Уникальной формуле перевода музыки: Е = Е  В СВОЕМ РАЗМЕРЕ И НАПРАВЛЕНИИ.

Что такое первое Е ?

Это музыкальный звук, который вы слышите. Будь то оркестр или солист.

Что такое второе Е?

Это движение, совершаемое танцором в ответ на музыкальный звук. Это движение должно быть равно по длине и по размеру этому музыкальному звуку. Движение также  меняет направление каждый раз, когда музыка претерпевает даже малейшие изменения в своем звучании. Чтобы достичь верного исполнения, танцор обязан понимать, КАК сконструированы музыкальные куски. Поэтому ниже приведено краткое описание структуры арабской музыки и того, как это понимание должно быть переведено танцором на язык танца.

Если вы барабанщик и понимаете эти принципы, то будете способны предугадать, чего ожидать от танцора и, следовательно, сможете спрогнозировать, какие звуки вам лучше извлекать, в то время, как он \она танцует.

В любой музыкальной композиции есть 4 пласта:

  • РИТМ
  • МЕЛОДИЯ
  • ОРКЕСТРОВАЯ ФРАЗА
  • ГАРМОНИЯ

Давайте разбираться с первого пункта:

РИТМ:

Танцоры и барабанщики должны немного знать об этом. Если нет – читайте 1 часть моей ДВД книги.

Ритм – это музыкальные звуки, характеризуемые регулярными и акцентированными ударами, производимые циклично.

Акцентом может быть не только более сильный звук, но и ОСТАНОВКА.

Заметьте, что вариации и наборы думов и теков – еще не есть ритм. Даже регулярные удары – еще не есть ритм. Акценты+регулярность+цикличность (повторение через определенное время).

Что дает эмоции? Ритм или мелодия? Мы часто ошибаемся в ответе на этот вопрос. Пока не услышим одну и ту же мелодию, положенную каждый раз поверх нового ритма – так Хоссам Рамзи пел нам свою «Азизу», главную музыкальную тему, а всякий раз – играл другой ритм. Мелодия оставалась прежней, каждый раз менялся ритм – и менялось общее настроение, рождались совершенно другие эмоции. ЭМОЦИЮ ДАЕТ РИТМ.

Это важно осознать, потому что большая проблема начинающих, да часто и продолжающих беллидансеров – они танцуют  мелодию, ошибочно полагая, что она рождает эмоцию.

Сама  мелодия живет в тесных взаимоотношениях с ритмом.

МЕЛОДИЯ:

Мелодия – это музыкальные звуки, выводимые из музыкальных нот. Эти звуки играются в заданной последовательности, один за другим, с определенными паузами между нотами. Такое звучание – с четкой последовательностью и паузами – рождает музыкальную фразу.

Мелодия, как звуки музыки, живет в тесных взаимоотношениях с ритмом. От этого «сожительства» рождаются музыкальные предложения, или фразы.

 В египетской и некоторых других музыкальных традициях мелодия построена в формате вопрос-ответ. Солист задает вопрос, а оркестр играет ответ, или – наоборот. В зависимости от того, КАКОЙ инструмент задает вопрос, танцор может и должен предугадать – какое движение следует совершить.

Я разделил инструменты, исполняющие соло, на три основные семьи:

 Семья Ней, или семья флейты

Семья Ней включает в себя такой инструмент, как собственно НЕЙ (флейта) и кавала. Их звучание вы найдете на моем СД  “master of the Arabian flute”.

Когда играют ней или кавала, звуки, производимые ими, можно описать по большей части как legato (долгие), похожие на дуновение ветра, которые имеют постоянное звучание и по форме своей медленны и линейны. Иногда музыканты, играющие на ней или кавале, могут сыграть быстрее, тогда звуки приобретают характер короткого стаккато. Но обычно эти инструменты играют в легато. А потому – вполне естественно ожидать от танцора выполнения медленных, «протяжных» движений, волновых, змеиных, использования высоких, иногда открытых движений рук (как бывает, когда мы взываем к небесам и просим Бога). Вы даже можете просто сидеть на полу или стоять на коленях, пока делаете это.

Ни один человек не ожидает увидеть под долгие звуки ней или кавалы трясущиеся бедра танцора, до тех пор, однако, пока солист не заиграет на одном из этих инструментов, быстрее, в стаккато.

Таким образом, пока для танцующего играет соло ней или кавалы, пожалуйста, если вы участвуете как барабанщик, – выбирайте как можно меньше украшений и «разных штучек» для игры на табле. Просто «держите пульс» музыки и пусть ритм идет.

Семья Канун/уд

Канун  как инструмент содержит 87 струн в группах по 3. Он делает  звук «тррррррринг» от каждого «поглаживания» по струнам. Поэтому, если танцор переводит эти звуки правильно, он должен исполнять тряски так, чтобы визуализировать характер и продолжительность звука.

Как барабанщик, вы должны быть проще во фрагментах, где канун исполняет свое соло и можете украсить звучание таблы только в конце группы из 4-х. Продолжайте отмечать пульс постоянным, ровным, но привлекательным ритмом, делайте это так, чтобы тот, кто играет на канун, имел возможность «дышать». Это его соло, не ваше!

Серединная семья

Все другие музыкальные инструменты попадают в эту, совершенно непредсказуемую семью. Они могут играть легато, медленные и долгие звуки, с таким же успехом, как и короткие, быстрые, стаккато. В эту категорию попадают следующие инструменты:

  • СКРИПКА
  • АККОРДЕОН
  • МИЗМАР
  • САКСОФОН
  • ТРУБА
  • КЛАВИШНЫЕ.

Электрическое пианино, как инструмент, способно симулировать звучание  вышеприведенных инструментов или синтезировать  различные звуки.

Так вот, от танцора ожидается, главным образом, – двигаться в соответствии со звуком инструмента, то есть так, как играет солист. Если солист производит звук, то танцор движется вместе со звуком. Если звук меняется от ноты к ноте, допустим, в скорости, – ускоряется или замедляется – то и движения меняются соответственно.

Вот что означает Е=Е в своем размере и направлении.

Когда говорят: МУЗЫКА ДВИЖЕТ МНОЙ – ИМЕЮТ В ВИДУ ИМЕННО ЭТО. Не больше и не меньше.

Вы можете знать это или не знать  – как я всегда говорю… Я видел огромное количество танцоров за всю свою жизнь. И стиль, который действительно достоин уважения – очень прост – это всегда танцуешь ли ты музыку и пишешь ли портрет этой музыки на 100%. Остальное –  не танец. Это нечто, чему я даже не могу дать названия.

* A GOOD DANCER’S DRUMMER – в нашем контексте можно перевести примерно как «Что такое хороший барабанщик для танцора».

 

В нашей школе мы изучаем произведения Хоссама Рамзи, ноты его композиций приведены в учебнике по дарбуке.

 

Конкурс беллиданс «Восточный Экспресс» в Ярославле 10 ноября 2018 г., танец - Анна Бандюкян

 

Табла-соло «Ритмы ночи», Сергей Кузнецов, Ирина Арстеева

 

Naima's Hip, на дне города, 2015 г.

 

 

 

 

Статьи о ритме и барабанах

Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

Ритмическая нотация, упражнения

 


Учебник по дарбуке

 



История беллиданса его музыки
Новости

5 декабря 2020 г. в 19:30 приглашаем на 12-летие студии

14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке.

С 31 октября возобновляются занятия по субботам с 12 до 14 часов.

12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе!

21 июня 2020 — день летнего солнцестояния, который традиционно отмечали праздником Ивана Купала на природе. Барабанщики провели ночь ритмов на природе Подмосковья в сказочном лесу рядом с лесным озером и у костра! Подробнее >

В среду, 17 июня в 19:30 состоялся открытый урок по дарбуке.

По субботам с 18 апреля по 9-е мая с с 12:00 до 14:00 запускается мини-курс для начинающих по дарбуке он-лайн из 4-х занятий. Курс стоит 2500р.

1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь

На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.

17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня Учебник по дарбуке

C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих.
vk.com/darbuka2020

12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.

На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.

На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»

Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml

1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
Дарбакеш

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.

22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.

12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!

28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.

17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.

12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.

10 лкт Дарбакешу18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB

27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.

23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.

14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.

10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

Курс по дарбуке

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)

16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

9 лет школе Дарбакеш

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008-2020

Телефон: 8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов

барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/darbakesh, www.facebook.com/darbakesh, www.instagram.com/darbuka_moscow
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия по дарбуке:
darbuka@darbakesh.ru

www.al-mental.ru - музыкальный проект

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник