Барабанная школа Darbakesh Percussion Studio

Живи в ритме!


Этнические барабаны. Восточные барабаны

Хроники этнической музыки и восточного танца в России

См. также: История дарбуки и беллиданса в Египте.
Cтатья о древних барабанах.

В процессе написания нового издания по дарбуке в 2020 г. появилось желание восстановить этапы становления того культурного поля, которое в дальнейшем повлияло на судьбы многих людей, с которыми установились контакты и которые делали общее дело. Как так получилось, что бывшие инженеры, ученые, программисты и просто офисные сотрудники оставили свою профессию и стали барабанщиками, танцовщицами, музыкантами? Это вопрос, на который каждый может ответить по-своему и все эти суждения представляют интерес для того, чтобы понять что происходит с нами и со страной, в которой мы живем. В данном очерке я попытался восстановить хронологию появления клубов, культурных центров, важных событий в сфере этнической музыки и танцев. Я освещаю эти события исходя из моей сферы интересов, восточной ритмики, но если есть что добавить со своей колокольни, пишите, не стесняйтесь, все это наш общий поток людей, заинтересованных в развитии культуры, но которыми мало интересуется государство, разве что с позиции налогообложения.

Начиналось все с того, что после перестройки появилась возможность свободно публиковать свои взгляды и убеждения. А на заре 90-х после развала СССР в России лед не просто тронулся, но начался бешенный поток множества духовных и эзотерических практик под общим названием нью-эйдж. Стали появляться маги, экстрасенсы, различные секты. Прямо в метро можно было приобрести кришнаитскую литературу и приобщиться к духовной культуре Индии. Собственно индийская культура стала для многих отправной точкой в их поисках. После феноменального успеха Фестиваля индийской культуры в СССР 1988 года в Москве в марте 1989 года был открыт Культурный центр им. Джавахарлала Неру, в котором вскоре открывается класс индийских табл и индийского танца.

 

1932 г. В Каире проходит коференция по арабской музыке по инициативе короля Фарука I. C этого момента появляется само понятие «арабская музыка» и происходит ее стандартизация.

1956 г. — Состоялось знакомство с музыкой Египта и первое выступление восточного танца в СССР в исполнении Наймы Акеф в Москве. В СССР Наима Акеф (Naima Akef) приняла участие международном молодежном фестивале восточных танцев живота (belly dance), на которых была признана лучшей танцовщицей, опередив других участниц из более чем 50 стран.

 

1950—1960 гг. Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Около 1960 гг. пластиковые мембраны появляются и у современных египетских дарбук. Таким образом, дарбука несмотря на свою многовековую историю, является также и современным инструментом. В начале 60-х также появляются первые кассетные магнитофоны, что сделало распространение музыки более удобным.

1964 г. Светлана Владимировна Баева начинает танцевать, была солисткой Москонцерта. В ГИТИС-е  познакомилась с индийскими, тунисскими, египетскими, кубинскими, гвинейскими танцовщиками, в дальнейшем стала развивать направление арабского танца в России. У Светланы Владимировны обучалась Татьяна Дорош.

1967 г. Открывается старейший салон музыкальных инструментов «АККОРД» на Савеловской.

1970 г.– 1999 г. В Туркмении возник ансамбль «Гунеш», в котором работал барабанщик Ришад Шафи (1953 – 2009 гг.). Ришад Шафи использовал множество дарбук на своей гигантской барабанной установки, которая ныне хранится в музее им. Глинки, с которой он выступал в 2006 г. на фестивале «Этнолайф» в Сарочанах.

1976 г. Появляется первый ансамбль ударных в России под руководством Марка Пекарского (р. 1940), создавшего систему обозначений для перкуссии.

1980-е гг. Светлана Владимировна Баева и Алла Каплановна Жанатаева (преподает с 1984 г.) держали шоу танца живота и конкурировали друг с другом с 80-х годов (минимум с 1982 г.). У Алла Каплановны обучалась Айда Хассан (Варвара Столярова) и Мария Шашкова (Клеопатра).

Светлана Владимировна Баева

1984 г. Национальный научный фонд США создал сеть NSFNET для связи между университетами и вычислительными центрами. С этого момента появляется Интернет. К 1992 году к ней подключились более 7500 мелких сетей, включая 2500 за пределами США.

1985 г. Большой вклад в развитие табла-соло внес Ливан. С 1985 г. на ливанском телеканале L.b.c. и по государственному ливанскому телеканалу LEBANON (studio el fann) были конкурсы по дарбуке каждые 5 лет под руководством Симона аль Асмара (Simon al Asmar). Победителями конкурса были известные ливанские дарбукисты Рони Барак, Тони Анаф, Джозеф Хури. С 1980 г. по 2007 гг. проводились конкурсы по беллидансу. Первые места занимали Самара, Амани, Хуайда Хашем (Howaida El Hashem). На последнем из конкурсов призовое место заняла Алла Кушнир из Украины. Именно эту идею конкурсов Осама Шахин перенес в Россию, которая дала свои плоды в результате выступлений с Ириной Поповой, начиная с 2005 г.

Интересно отметить, что несмотря на широкую известность египетских мастеров дарбуки по всему миру, в самом Египте таблист считается музыкантом второго сорта. И только заграницей таблисты получают признание и возможность выступать как артисты первого класса. Возможно именно поэтому таблисты в России и других странах ценятся выше, чем на родине таблы.

1987 г. Открылся первый в Москве этнический клуб «ИНБИ», в котором вспоследствии прошло множество концертов этнической музыки и обучающих семинаров. В 90-х годах в клубе ИНБИ изучали достаточно много разнообразных практик и систем.

1987 г. 24 февраля открылся театр «Школа драматического искусства» под руководством Васильева премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора». В дальнейшем в этом театре спектакли шли под живую музыку и в 2013 г. состоялась премьера «Саломеи» в сопровождении дарбуки.

1988 г. 20 мая зарегистрировано движение «Сознание Кришны», история которого в СССР началась с визита Свами Прабхупады (1896-1977) в 1971 г. Вскоре книги кришнаитов можно было купить прямо в метро. На улицах шли процессии с песнями под барабаны. Возможно поэтому впоследствии многие люди, встречающие на улице или на природе барабанщика думали, что это сектант.

1989 г., март. Открывается Культурный центр им. Джавахарлала Неру, в котором вскоре открывается класс индийских табл и индийского танца. Центр стал важный местом культурной жизни столицы.

1989 г. Первый конкурс по беллиданс в России в ресторане Зура, победитель- Оксана Дженит, Мария Шашкова заняла 2 место. третьей Мария Кузнецова. Этот конкурс назывался "Танец на фонтане", девушки танцевали на прозрачном подиуме, под которым бил фонтан с подсветкой. (Информация со слов Татьяны Дорош, ищу свидетельства).

В тот период звёзды беллиданса по контракту выступали в ресторанах Корона и Шехерезада.

1990 г. 31 января открывается первый Макжональдс в Москве на Пушкинской. В Россию приходит фастфуд и ресторанные сети, со временем все больше и больше вытесняя рестораны, в том числе рестораны со сценами для восточных танцев.

1991 г. Открывается старейший на сегодняшний день магазин этнических товаров «Путь к себе». В этом магазине проходили концерты, лекции, презентации, магазин стал площадкой для встреч для множества ищущих. В 1980-е существовал журнал «Путь к себе», посвященный модной в те годы теме эзотерики. Типография, в которой журнал печатался, имела какое-то отношение к Егору Яковлеву (главному редактору газеты «Московские новости» и отцу Владимира Яковлева, основателя «Коммерсанта»), чья дочь Александра была сильно увлечена разными эзотерическими учениями. Она была очень активной, дружила со многими невероятными людьми, в том числе с Павлом Гелевой и американским скульптором Тимом, который жил в то время в Москве. Они втроем и придумали открыть в 1991 году культурный центр, где все желающие могли бы открыто и свободно изучать восточную философию, нумерологию, астрологию и прочее. Изначально «Путь к себе» был просто центром и находился тогда еще на Тверской-Ямской. В 1996 году после переезда на Ленинградский проспект магазин заработал в полную силу.

1991 г. Первый, наиболее представительный форум по проблемам парапсихологии по инициативе НТОРЭС им. Попова. Появились названия новых дисциплин: парапсихология, биоэкстрасенсорика, энергоинформатика, психотроника. Всевозможные шоу экстрасенсов, магические кабинеты, шаманские путешествия, психологические практики становятся неотъемлемой частью культурной жизни крупных городов.

1991 г. В Киеве специалистом в области психического воздействия на личность Юрием Кривоноговым и Мариной Цвигун основана секта «Белое Братство», закрытая в 2013 г. В этот же период в Россию приходит секта Аум Синрике, основанная Секой Асахарой в 1987 г. и закрытая в 1995 г. В это же время Андрей Лапин становится руководитель отделения раджа-йоги в Ассоциации йоги СССР, в дальнейшем возникает такое направление как тантра-йога. Технологии массового воздействия на людей в этот же период привлекают внимание политиков.

1991 г. Камаль Баллан (Сирия) начинает играть восточную музыку на уде в ресторане «1001 ночь». Дарбукистом был Анас Жммул. Камаль впоследствии организовал орекстр арабской музыки и создал знаменитую школу танца, не раз выступал в качестве солиста (уд) на сцене Концертного зала им. Чайковского и концертного зала «Филармония-2» с российскими симфоническими оркестрами.

1991 г. 25 декабря Горбачев сложил полномочия и в тот же день была учреждена Российская Федерация во главе с Борисом Ельциным. Этому событию предшествовал августовский путч и беловежское соглашение 12 декабря.

1992г. 21 февраля в небольшой аудитории факультета психологии СПбГУ Владислав Лебедько проводит первый Магический Театр. Владислав напишет книгу «Хроники российской саньясы», в которой опишет мастеров нашего времени.

1993 г. Впервые музыкальный коллектив из бывшего СССР, группа «Ашхабад», издан на престижном лейбле Питера Гэбриэла — Real World (подразделении Virgin Records). Альбом группы — «Город любви» стал хрестоматийным на Западе. В 1998 году совместно с греческой певицей Melina Kana туркменский коллектив выпустил альбом под названием «Петля». 23 февраля 2000 года участвовали в телепередаче «Антропология» на канале НТВ, в 2002 году в телепередаче «Ночная смена» на Первом канале. В 2002 году группа выступала с концертами в Москве и участвовала Первом московском международном фестивале этнической музыки в саду «Эрмитаж». Группа создана при поддержке Назима Надирова в 1991 г., в состав которого вошли многие участники группы «Ашхабад», кроме Ришада Шафи и певца:

  • Атабай Чарыкулиев — вокал
  • Гасан Мамедов — скрипка. Заслуженный артист Туркменистана.
  • Сабир Ризаев — кларнет, сопрано-саксофон
  • Курбан Курбанов — аккордеон
  • Хакберды Аламурадов — даф, дарбука, нагара, тонбак.

1993 г. К Камалю в ресторане «1001 ночь» присоединяется таблист из Иордании — Уаэль Ниджим. Спустя три года он выступал в ресторане «Аштар» и в шоу «Шамахан» вместе с Камалем Балланом. В этих же ресторанах начинали делать первые шаги такие танцовщицы как Татьяна Федяева (Nour), Елена Рамазанова, Марьяна Смирнова, Алла Каплановна и многие другие (требуется дополнение, кто тогда выступал???).

1994 г. состоялся первый танцевальный конкурс в ресторане братьев Торсуевых (электроники), при поддержке минкультуры. В судействе были дипломаты из Сирии, Камаль Баллан. Победительницей конкурса стала Татьяна Федяева. (Название ресторана и детали обещали прислать из газетной вырезки того времени!!!)

1994 г. Основан международный ежегодный музыкальный фестиваль в Фесе (Марокко). В 2001 г. фестиваль был признан ООН как площадка по взаимодействию культур.

1995 г. Игорь Тошан открывает новое направление: танцевально-чайные вечеринки «Восточный Дом» в почвенном институте, с которым он гастролировал в в Москве и многих городах России. Подобные этнодискотеки в дальнейшем стали популярны в таких клубах как Ротонда и Белые Облака.

Тошан, этнодискотека

1995 г. В Москве основана дизайн-студия Артемия Лебедева. С этого момента в культурную жизнь вошли такие понятия как дизайн, веб-дизайн, стала формироваться совершенно новая профессия, связанная с развитием Интернета.

1995 г. Основан магазин Динатон, который впоследствии станет крупнейшим магазином, где можно будет купить этническую перкуссию. Магазин также организует поставки дарбук из Турции и серию семинаров LearnMusic.

1996 г. состоялся второй крупный конкурс. Победителем стала Мария Шашкова. (информация требует уточнения, кто еще там участвовал???). В это же время табла-соло стало уходить в Египте, ливанцы стали более активно продвигать табла-соло и театральное искусство в беллиданс.

1996 г. Назим Надиров становится ведущии авторской программы «Арба семи муз» на радио «Надежда» (FM 104.2), с декабря 1998 г. на радио "Говорит Москва". Назим стал организатором концертов таких признанных артистов, как Дживан Гаспарян (Армения), Урна Чахар Тугчи (Монголия), Fanfare Ciocarlia (Румыния), «Tara Fuki» (Чехия), Саадет Тюркёз (Турция—Швейцария), «Triakel» (Швеция), Ida Kelarova (Чехия), Севара Назархан (Узбекистан), Марлен Дорсена (Гаити) и др.

1996 г. Институт йоги Гуру Ар Сантема создал школы танца живота разных городах, в том числе в Липецке и Тольятти. Руководила ими Ирина Черникина, ей же сдавались экзамены. В то же время Валида Сачакова открывает свою школу арабского танца.

1997 г. Первый в Москве и в России Клуб Чайной Культуры был открыт Брониславом Виногородским в Саду Эрмитаж. Это было знаковое место встреч, этнической музыки и впоследствии послужило примером для других чайных клубов.

1998 г.–2012 гг. «Проект О.Г.И.» — один из старейших клубов Москвы, возник в 1998 году в квартире на первом этаже дома в Трехпрудном переулке, с 1999 его перенесли в Потаповский переулок, где и существовал до 1 июня 2012 г. На сцене кулаба проходило огромное количество самых разнообразных выступлений, в том числе и с этнической перкуссией.

1998 г. 15 декабря Евгений Маршинский и Сергей Иванов открыли магазин «Белые Облака» на Маросейке. В магазине проходят лекции, концерты, этно-дискотеки, продаются дарбуки. Там, где сейчас благовония, стоял корабль из веток. Его делал мой друг-скульптор со своим папой-скульптором. Вместо парусов висели индуистские и африканские барабаны, чётки Рудракши и так далее. Восьмиугольная беседка Багуа тоже была с самого начала. Метафора в том, что эта беседка — центр, из которого описывается всё строение мира. Кто там только не выступал — от Пауло Коэльо до тибетских монахов. В 2008 г. сделали реставрацию третьего этажа-мансарды и нынешнего пространства культурного центра и кафе.

1998 г. Первую школу латиноамериканской перкуссии «Sambateria» создаёт Артур Газаров. Из школы Артура Газарова вышло множество выдающихся барабанщиков. В резюме музыканта более полутора десятков лет работы в коллективе Леонида Агутина и сотрудничество со многими звёздами отечественного и зарубежного шоу-бизнеса.

Артур Газаров, 2012

1998 г. Татьяна Дорош открывает студию восточного танца в г. Липецке.

1998 г. На Лубянке открывается клуб Чайной Культуры "Железный Феникс". В клубе выступают этнические музыканты, в частности там работал Вреж.

1999 г. Мосхира осенью открывает студию танца «Жасмин», в которой обучались многие известные танцовщицы.

1999 г. Студия восточного танца «AZENTA» открыла свои двери, впоследствии с этой школой было связано ряд выступлений на дарбуке.

1999 г. Александр Гладыш инициировал создание Ассоциации современного и эстрадного танца Украины. Впоследствии при попытке найти партенров в России Александр обратился к Андрею Кокоулину. В результате появилось ОРТО, устав которой копировал устав украинской ассоциации.

1999 г. Николай Дмитриев (1955-2004) основывает культурный центр «ДОМ» рядом с Новокузнецкой на Большом Овчинниковском переулке. Мекка для любителей нового джаза, авангарда, экспериментальной и этнической музыки.

1999 г. Выходит книга Пелевина «Поколение П», отражающая дух времени.

2000 г. Дживан Гаспарян (дудук) стал одним из исполнителей музыки в саундтреке к картине «Гладиатор». С конца 1980-х работал в США, где написал тему на дудуке для кинокартины «Последнее искушение Христа».

2000 г. На НТВ выходит первая передача о восточном танце на российском телевидении. Ведущий - Дибров, организатор беседы - Назим Надиров, играет оркестр Камаля Баллана (Сирия), дарбука — Карен (Армения), танцуют Ирина, Амира, Мосхира. Сразу после эфира состоялся концерт.

2000 г. В современной эстрадной музыке дарбука прозвучала западном в хите «Desert Rose».

2000 г. Хоссам Рамзи выпустил известнейший диск «Sabla Tolo: Journeys Into Pure Egyptian Percussion». С тех пор его композиции неизменно сопровождают выступление танцовщиц во всём мире.

2000 г. 15 августа открыт первый вегетарианским рестораном Москвы «Джаганнат». В её создании участвовал шеф-повар Юрий Аистов, дядей совладельца сети — Георгия Аистова. Ресторан стал местом проведения этнических концертов и продажи кассет и дисков с восточной музыкой. Ресторан был тесно связан с кришнаитами и в дальнейшем его владелец принял участие в создании таких фестивалей как Этнолайф и Этнолэнд.

2000 г. Изобретен новый вид барабанов - хэнг-драм, вскоре получивший большую популярность.

2001 г. Состоялся первый конкурс под эгидой ОРТО. Председатель жюри — Назим Надиров. В жюри были также Павел Щербинин, хореограф каирского балета Мнацаканов, Елена Федяева, Фейруза, Камаль Баллан. Мария Крижановская для привозит диск с ритмами из Каира с фестиваля Ахлан ва Сахлан, который используется на конкурсе. Мохсира (студия Жасмин) и Мария придумали отборочный тур под перкуссию. Было 21 участницы. Лауреатами первого конкурса стали: Курбанова Алия, Соколова Лариса, Малютина Каролина, Николаенко Елена. Победительницей конкурса стала Наталья Стрельченко. Первый конкурс под живую таблу в исполнении Осамы Шахина состоялся в Санкт-Петербурге в ДК Горького в 2004 г., а с 2008 г. на таких конкурсах Осама впервые участвовал в Москве. С 2011 г. в конкурсах в Москве стали участвовать ученики Кадыра, в том числе Артем Узунов, Карина Мартиросян, Сергей Кузнецов. Позже также участвовали такие таблисты как Орхан Исмаил и Евгений Стрельников.

2001 г. Галина Шишкина (Галия Ханум) открывает школу «Багира» в КЦ «ДОМ» на Новокузнецкой, которая там просуществовала да 2017 г. Начинала Галина в 91-м году с работы в кордебалете в советско-сирийском клубе, при сирийском посольстве в здании южного речного порта на коломенской. В 2003 г. у Галины состоялся яркий творческий дуэт с Кадыром Саидхаруном, гастролировали по России около 5 лет. Через несколько лет в школе появилось направление марокканских танцев.

Галина Шишуинв и Кадыр, 2003 г.

2001—2007 гг. 1 апреля Игорь Ставрулов и Наталья Ремизова открывают знаковый клуб «Ротонда» на Ленинском. Клуб стал местом проведения первых этно-дискотек. Можно было прийти со своим барабаном и играть под музыку. Частенько дискотеки проводил Илья Радуга, а потом присоединился и Тошан. Также в клубе проходили многочисленные семинары эзотерической и психологической направленности. В 2007 г. идеологическим преемником клуба стал «Вос-Дух».

Этнобит 2005

2001 г. в Санкт-Петербурге открывается первая в России школа дарбуки «Magic Drums» под руководством Оссамы Шахина.

Осама приехал из Ливана в Россию в 2005 г. и начал работать в компании «Город Солнца» продавцом специй, с 97 г. Осама начал вести этот бизнес самостоятельно. Поначалу он жил в общежитии и играл на арабских свадьбах на дарбуке для своих и в клубе Магриб и этно-магазине Кайлас вместе с удистом Сами. На одной из таких свадеб Осама познакомился с танцовщицей Лейлой в 2000 г., которая познакомила с Осамой Алевтину Суворову в магазине Кайлас. Вскоре Осама открыл свою школу и начал выступать с танцовщицами в ресторанах.

В 2001 г. Камаль Баллан впервые пригласил Осаму в Москву на выступление с его оркестром в театре «Дом Художников», где Осама познакомился с Еленой Рамазановой, Виленой Шамахан и Самирой. На этом концерте собрались выдающиеся барабанщики: Осама Шахин, Уаэль Неджим, Ришад Шафи, основатель школы «Global Beat School» Александр Богачев. Сразу после этого концерта состоялась запись передачи Антропология с Дибровым в Атриуме. Но запись передачи найти пока не удалось.

Алевтина Суворова познакомила Осаму с Ралифом Шакировым, директором ОРТО по СПБ и уже с 2002 г. участвовал в мероприятиях ОРТО в ДК Горького, Осама также участвовал в судействе. Вскоре школа переехала в театр «Дом милиции», где находился офис ОРТО. В 2003 г. ОРТО организовало второй конкурс, где Осама выступал уже с барабанщиком Добраночи Евгением Лизиным и Дмитрий Хромцовым.

В 2003 г. на фестивале Skiff вместе с Осамаой выступали танцовщицы Алевтина Суворова, Элина Килинкарова,Ясмин Аль-Асуан. На этом же фестивале состоялось знакомство Осамы с коллективом Добраночь, куда он успешно вошел. На концерте Добраночь в клубе ДОМ Самира познакомила Осаму с Кадыром, у которого в тот период студия Этнобит находилась по тому же адресу, где Осама и провел свой первый мк в Москве. Добраночь на следующий год выступала на Этнолайф, где также участвовал Александр Бочаговым.

Вскоре Наталья Беккер познакомила Осаму с Ириной Попровой, с которой сложился успешный творческий дуэт, множество выступлений и МК под живую таблу. Оссама Шахин вместе с Ириной Поповой впервые выступают вместе под живую таблу в Джанин Фитнес в 2003 г.

Лариса Сохина, которая организовывала танцевальный шатер на фестивале Барабаны мира пригласила Осаму на второй фестиваль в 2004 г., где также участвовали Грегори Лонга и Ян Бедарман.

В апреле 2006 г.состоялся первый конкурс на международном фестивале в Радиус-Холле с оркестром и под живую таблу с Осамой Шахиным на конкурсе «Мисс Беллиданс России» под руководством Ирины Поповой и Галины Савельевой, где победила Ясмин, потом такие конкурсы появиись в Лиге Профессионалов, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО. Также конкурсы под живую таблу проходили в отборочных турах в доме музыки в 2007. В ресторане Джуманджи прошел первый конкурс под оркестр в 2007 г. До этого конкурсы проходили в Ливане под оркестры, но конкурсы под живую таблу, возможно, впервые появились в России.

В 2010 г. Осама организовал фестиваль «Al Salam» в ДК «Железнодорожников» в СПб, куда пригласил оркестр Махмуда Реды (Алас Дека). В этом же оркестре дебютировал Орхан Исмаил. Потом присоединились Ольга Нур и Василий Иванов, с которым потом сделали фестиваль Этнодэнс. А Ольга Нур под маркой «Al Salam» стала проводить свои фестивали спустя несколько лет.

2001 г. Борис Попов основал барабанно-карнавальный оркестр «Маракату». До этого обучался в городе Салвадор (Бразилия). Команда из 15 человек участник музыкальных фестивалей "Усадьба Джаз", "Славянский Базар" (Белоруссия), Qatar Spring (Эмираты), "Дикая Мята", "Московские Сезоны", Пикник "Афиши", PetroJazz (СПб.), Московский Джазовый Фестиваль, "Театральная Олимпиада" Славы Полунина, и  многих других. В группе в свое время участвовали Алексей Морозов, Татьяна Тихонова, Александр, Глазов, Юлия Борисенко.

барабанно-карнавальный оркестр «Маракату», 2008

2001 г. Булат Гафаров, Джон Кукарямба и Владимир Крылов создают проект «Токэ-Ча» для чайных клубов. Именно чайные клубы в Москве поспособствовали развитию этниеской перкуссии. В 2007 г. Джон Кукарямба вместе с Анной Бенисатой создает новый проект «Zmeiraduga». В этом проекте в дальнейшем принимали участие такие музыканты как Дима Фаблов ( уду, кахон, перкуссия), Саша Алёхин (бэк-вокал, труба, кларнет, флейты), Елена Stuukstly Козыряцкая (бэк-вокал, пианино, эффекты), Вадим Valavar Ларский (бузуки, гитара, бас-гитара, электро-гусли, бэк-вокал, стринг-драм, генераторы шумов), Сергей Pit Разумов (диджериду, клопфгейст), Мыкола Фёдоров (диджериду).

проект «Токэ-Ча», 2016

2001 г. Ян Бедерман (музыкант, композитор, режиссёр и психолог) создает «Оркестр интуитивной музыки». Среди участников проекта Владимир Нелинов, Джон Кукарямба, Андрей Байрамов, Владимир Кудрявцев, Андрей Явный. Оркестр никогда не репетирует в традиционном понимании, его основой является свободная музыкальная философия. Оркестр неоднократно принимал участие в музыкальных фестивалях в Чехии, Греции, Египте, России и Украине. В 2007 году альбом «Осторожно! Двери открываются» был признан самым интересным экспериментальным выпуском года в Европе. Оркестр Интуитивной Музыки дважды были приглашены на престижнейший международный фестиваль независимой музыки SXSW-2008 и SXSW-2009 в Остине, JetLag 2017 в США, где поразили публику своим волшебным исполнением. Стиль музыки, исполняемой оркестром можно назвать интуитивный этно-фри-джаз (intuitive ethnik free jazz).

«Оркестр интуитивной музыки», 2010

2001 г. Первый учебник с упражнениями для дарбуки в виде классических нот выпускает преподаватель Амстердамской школы музыки Бехнан Гешмез (Behnan Göçcmez, р.1954).

2001 г. Айда Хассан открывает свою студию танцев.

2001 г. 11 сентября террористические акты в США. Запустили процессы изменений на Ближнем Востоке.

2002 г. На Курской в старинном особняке Бронислав открывает новый чайный клуб «ИСТ». Часто праздники заканчивались на улице сваренным на костре чаем, под бой барабанов.

2002 г. Александр Бочагов, открывает первую общедоступную школу этнической перкуссии в Москве «GlobalBeatSchool», сотрудничая с фирмой REMO.

2002 г. На базе школы-студии восточного танца «Жасмин» открывается театр восточной пластики «MOHSIRA».

2002 г. Проходит крупный этнический фестиваль «Этнолайф» под Яхромой, организованный хозяином «Джаганната», Георгием Аистовым. Второй фестиваль прошел в 2003 г. Затем фестиваль перенесли в Сарочаны и назвали его «Этнолэнд», который проходил в 2006 и 2007 гг. Ученики Этнобита впервые выступили на этом фестивале в 2006 г. Потом была попытка перенести фестиваль в помещение в Москве и он заглох.

2002 г. 26 декабря сотоялось открытие Московского Международного Дома Музыки под руководством Владимира Спивакова. Площадка стала крупнейшим музыкальным центром столицы. В Доме Музыки проходили как танцевальные так и музыкальные события. В частности, в нем выступал известный дарбукист Бурхан Очал 19 сентября 2011 г.

2003 г. Мария Сёмушкина создает фестиваль джазовой музыки «Усадьба Jazz» в Архангельском. Фестиваль станет крупнейшей музыкальной площадкой.

2003 г. Марина Ерофеева создает около Тольятти фестиваль «Барабаны мира», который внёс большой вклад в популяризацию этнической перкуссии в России. На первом фестивале участвовали Юсиф Маилов, Ян Бедерман, Андрей Байрамов и Джон Кукарямба. На втором фестивале в 2004 г. участвовали такие барабанщики как Осама Шахин, Грегори Лонг, Ян Бедерман, Павел Тырышкин. В дальнейшем на сцене фестиваля выступали такие барабанщики как Юсуф, Нильс Иле (с 2008 г., Латвия), Оксана Мосейчук (Австрия, тайко), Мисирли Ахмет (2018 г., Турция), Ровшан Джаббар (Азербайджан) и многие другие.

Фестиваль Барабаны Мира, 2010

2003 г. 10 марта Максим Голубь открывает центр «Открытый Мир». Была устроена презентация и первая фотовыставка. В дальнейшем в центре размещалась школа дарбуки, а также проходили многочисленные этнические концерты. Центр стал одним из мест притяжения культурной жизни столицы.

2003 г. В Тарусе проходит первый фестиваль «Пустые Холмы», который впоследствии стал крупной площадкой для этнической музыки. Автор принимал участие в фестивале в 2006 г. и 2009 г. (фестиваль в грязи). Фестиваль проходил 10 лет до 2013 г.

2003 г. Абдель Кадыр Саидхарун (Узбекистан) создаёт в Москве школу дарбуки «EthnoBeat».

В Узбекистане Кадыр обучался у мастера и хранителя фольклора тюркских народов Гулямджана Эргаша. Обучались играть на дойре, рубубе, аккордеоне. Уже в 17 лет Кадыр стал преподавателем музыки в родном послеке. Потом Кадыр прошел обучение в Ташкентском Институте Искусств им. М. Уйгура и работал в фонде Тамары Ханум, где руководил несколькими музыкальными группами. В Москве с 2000 г. Кадыр вначале работал в ресторане, потом писал музыку для рекламного агентства. В 2001 г. Кадыр познакомился с Мосхирой, руководителем школы «Жасмин» в ДК на Малой Грузинской, где стал играть для танцовщиц, возможно, это были первые занятия под живую таблу в России. Потом во время визита группы Ашхабад под руководством Назима Надирова, Кадыр познакомился с барабанщиком группы Хакберды. Первые занятия по дарбуке у Кадыра проходили на базе танцевальной школы. Как отдельная школа Этнобит появился в районе м.1905 года, где Кадыр арендует танцевальный зал вместе с Галиной Шишкиной. Потом школа переехала в КЦ «ДОМ», в школу «Багира» Галинны. Кадыр совместно в Галиной Шишкиной (Галия Ханум) начинают гастроли по России, где ведут мастер-классы по ритмам для танцовщиц, создают филиал Этнобита в Иркутске. В это же время танцевальные студии стали привлекать дарбукистов на свои занятия, в частности студии Марии Крижановской и Фейруз сотрудничают с Кадыром Саидхаруном и его учениками. Потом школа переехала на Плющиху, потом в школьном дворе, где была настоящая монгольская юрта, в музее кочевых культур. Хоть и была лютая зима, но там была печка, и все как положено топилось. С 2005 г. Этнобит открыл классы в «Открытом Мире» на Тульской. В 2006 г. стали заниматься в грузинской школе на Новослободской. После нее стали заниматься в татарском культурном центре на м. Новокузнецкой. После, немного на м. Белорусской, а потом на ул. Правда 24, на Савеловской, где у Этнобита надолго появилось собственное помещение. С 2019 г. Этнобит переехал на репбазу «Fortress» по тому же адресу.

Этнобит 2005

2003 г. В СК Измайлово прошёл первый по IDO Кубок России и Чемпионат Мира, где победила Наталья Стрельченко (Фадда).

2003 г. Вторжение США и их союзников в Ирак (20 марта — 1 мая 2003).

2003 г. Юрий Рубин открывает школу «Drum Circle», которая вскоре переместилась на территорию Музея Востока и в которой впоследствии Сергей Кузнецов начал преподавание дарбуки в 2009г. Джембе в этой школе преподавал Джага Самба. В 2011 г. от нее отпочковалась школа «Afrodum». Юрий Рубин также создает«Silk percussion project», которое включало барабанное шоу разных традиций (2005-2009 гг.) и музыкальный проект и студию этнической музыки «Альгамбра» с 2013 г. В студии «Альгамбра» основным инструментом стал хэнг-драм.

2004 г. Камаль Баллан открывает свою знаменитую студию танцев.

2004 г. Открывается интернет-магазин этнических инструментов и музыки khomus.ru, который в 2007 стал полноценным магазином с прилавком.

2004 г. Создан ансамбль арабской музыки Арабан. В состав входили Алексей Ножнов (уд), Александр Остапенко и Илья Бобровский (дарбука, с 2007 г их сменил Артем Узунов), Юрий Мясооедов (бас), Сергей Романов (аккордеон).

2005 г. Дима Равич создаёт проект «Большой Барабан», чьи инструменты ныне используются в студии «Дарбакеш». В 2004-2006 гг. Дима снимал мастерскую на Бауманской совместно с театром огня EX под руководством Юрия Берладина. Первые неофициальные выступления проходили совместно с театром огня. Постеменно появилось название, концепт и, более-менее, постоянный состав: Дима Равич, Джон Кукарямба, Владимир Нелинов, Владимир «БИГ» Глушко, Александр «Элис» Алёхин и Ян Бедерман с орекстром интуитивной музыки. Составы у Б/Б и ОИМ были практически идентичны. В дальнейшем мастерская Димы долгое время находилас на территории кинотеатра «Ханой» по соседству со студией Артура Газарова. Первое официальное выступление проекта Б/Б, состоялось летом 2005 года, на Ивана Купала, в КЦ «ДОМ» совместно с перфомансом Германа Виноградова. Затем проект Большой Барабан прозвучал в 2006 г, на «Барабанах Мира» в Тольятти. Было изготовлено около десяти больших барабанов, лучший по звуку из которых изначально изготавливался из бочки баррель для спектакля «Ромео и Джульетта» под режиссурой Владимира Панкова в 2009 г. По задумке режиссера, на сцене должно было быть 4 таких барабана, их должны были катать по сцене, иногда актеры должны были залазить на него, но стоимость инструментов не устроила театр. В дальнейшем этот барабан участвовал в перфонмансе Калашникова в Греции и попал в театриума на Серпуховской для спектакля «Японская сказка. Меч самурая». Именно из этого театра 3 августа 2017 г. барабаны были выкуплены для студии «Дарбакеш».

2005 г. В России появился еще один официальный праздник, день рождения Деда Мороза, который празднуется 18 ноября, а также резиденция Деда Мороза в Великом Устюге.

2005 г. Появляется Лига профессионалов Восточных танцев под руководством Елены Рамазановой (точную дату нужно уточнить!). В 2006 г.состоялся первый конкурс под живую таблу с Осамой Шахиным, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО.

2006 г. в апреле состоялся первый конкурс на международном фестивале в Радиус-Холле с оркестром и под живую таблу с Осамой Шахиным на конкурсе «Мисс Беллиданс России» под руководством Ирины Поповой и Галины Савельевой, где победила Ясмин, потом такие конкурсы появиись в Лиге Профессионалов, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО. Также конкурсы под живую таблу проходили в отборочных турах в доме музыки в 2007. В ресторане Джуманджи прошел первый конкурс под оркестр в 2007 г. До этого конкурсы проходили в Ливане под оркестры, но конкурсы под живую таблу, возможно, впервые появились в России.

Выступление Осамы Шахина с Артемом Узуновым см с 10-ой минуты:

2006 г. В египетском посольстве танцор и музыкант Самех Дессуки (Sameh el Dessouki) проводит семинары по египетским ритмам, где выступают братья-близнецы Махмуд и Мухамед.

2006 г. Оссама Шахин вместе с Ириной Поповой проводят ряд конкурсов и МК под живую таблу в Москве и в Питере. Возможно, первые мк под живую таблу состоялись во время гастролей в 2005 г.

2006 г. состоялась танцевальная Ассамблея, на которой выступал Ясер. Впоследствии на ассамблее в 2010 г. выступал оркестр из Египта.

2006, 2007 гг. В Сарочанах проходит фестиваль Этнолэнд, где группа учеников Этнобит, включая Сергея Кузнецова и Артема Узунова, впервые выступают на крупной сцене с дарбукой. Этот фестиваль был продолжением «Этнолайфа», проходившего под Яхромой в 2002 и 2003 гг. В организации фестиваля принимали участие Назим Надиров и Дибров.

2006 г. Дибров и БГ организуют фестиваль проСВЕТ на территории сада «Эрмитаж». (?)

2006 г. На озере в Железнодорожном Сергей Кузнецов организует свой первый барабанный фестиваль с участием школы Этнобит. Фестиваль повторялся трижды и собирал более сотни участников и удивлял отдыха.щих на озере шашлычников. На одном из фестивалей параллельно проходил рейв в лесу на расстоянии нескольких километров. Когда из лесу на рейв вышли барабанщики, его участники удиаились, но произошел синтез электронной и этнической музыки.

2016, Этнобит в Железнодорожном

2006 г. Созданы общедоступные соцсети Facebook и Вконтакте. Сеть Facebook создана в 2004 г. на базе Гарвардского университета, Вконтакте запущена осенью 2006 г.

2007 г. В России вступает в силу новый лесной кодекс. Была разрушена существовавшая до этого система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны. Из 83 000 человек Гослесоохраны лесхозов было оставлено 680 человек лесных инспекторов в составе Росприроднадзора. С этого момента начинается тренд на массовое уничтожение лесов и зеленых насаждений в городах под видом благоустройства.

2007 г. Ирина Попова 5 апреля организует свой третий международный фестиваль беллиданса на престижной сцене в ММДМ.

международный фестиваль беллиданса на престижной сцене в ММДМ, 2006

международный фестиваль беллиданса на престижной сцене в ММДМ, 2006

2007 г. В рамках благотворительного фонда «Диалог культур — единый мир» Русланом Байрамовым создан проект «Этномир» в Калужской области, на площадке которого проходило множество концертов и этнофестивалей, в которых принимала участие и студия «Дарбакеш».

2007 г. Диляра Сулейманова открывает этно-клуб «Вос-Дух» на Автозаводской, который просуществовал до 2015 г. Клуб поспособствовал проведению концертов и фестивалей этнической направленности и популяризации дарбуки. В дальнейшем клуб базировался на Савеловской и на территории «Твой Мир» на Бауманской по соседству с мастерской Димы Равича.

2007 г. Состоялся первый концерт египетского театра «Хатхор» в Доме Булгакова под руководством Анны Бенну.

2007 г. Михаил Галаев открывает центр йоги «Прана». В дальнейшем студия «Дарбакеш» участвовала на новогодних вечеринках центра на встрече 2013, 2014, 2016 и 2017 гг.

2007 г. Предприниматель Роман Троценко открывается центр современного искусства «Винзавод» на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария». На территории центра проходило множество выставок и концертов.

2007 г. Появился первый айфон. Цифровая эпоха стремительно наступает.

2008 г. 15 января Елена Соболева открыла Дом Фламенко "Фламенкерия". Впоследствии школа Дарбакеш выступала там на фестивале «Al-Rakesha» дважды в 2017 г.

2008 г. Состоялись выступления и запись телевизионной передачи с театром Египетских мистерий под руководством Анны Бенну.

2008 г. Театр Хатхор

2008 г. ученики школы «Этнобит», Антонио Грамши и Сергей Кузнецов создают школу «Channeling Percussion Studio», которая в 2019 г. была переименована в «Дарбакеш». Отличительной чертой школы «Дарбакеш» стало широкое использование нотного материала, результатом которого в мае 2012 г. стал выпуск самого объёмного в мире учебника по дарбуке.
Превые уроки школы проходили в лекционном зале биофака МГУ. Удивительно, но факт, что из стен биофака вышло много барабанщиков, в том числе Антонио Грамши, Андрей Байрамов. На следующий год Сергей Кузнецов стал преподавать в музее народов Востока в школе «Drum Circle», а Антонио позвали преподавать в школе на старом Арбате. Зимой 2009 г. преподаватели объединили школы, но помещение на Арбате вскоре закрыли из-за смены собственника. Следующим местом дислокации с зимы 2010 г. стал клуб «Вос-Дух» на Савеловской. Затем на несколько месяцев пристанищем стала репбаза «Легенда» в бункере на Тульской. Летом 2011 г. школа переехала в задание на Малой Басманной рядом с Курской по соседству со школой «Sun Drums» и уже в мае 2012 г. из-за арендной ставки школа вернулась в бункер «Легенда» на Тульской. В феврале 2013 г переехали на новую репбазу «Doowap» на Автозаводской. В январе 2014 г. переехали в старинный особняк на Поклонной Горе в школу «Журавлик», но уже в ноябре всвязи с изменением регламента школы пришлось переехать в другую школу на Новослободской - грузинскую школу, где когда-то шли занятия Этнобита. В этой школе планировалось создать культурный центр при поддержке правительства Москвы. Но вскоре финансирование прекратилось и уже в феврале 2015 г. пришлось переехать на репбазу «Red Gates» на Савеловской в помещение, арендуюмое совместно с «Афродрамс». Летом 2015 г. студия переехала в старинное здание около площади Яузских Ворот, в клуб «Место-Место». Спустя три месяца клуб арестовали, пришлось в одночасье спасать студию и искать новое помещение, которое нашлось в центре «О» на Арбате. Центр был закрыт летом 2017 г. и студия переехала в центр Come-In на Таганской, центр RootRooF.

Выступление в этномире, 2013

2008 г. Андрей Богданов открыл школу африканский барабанов «Sun Drums», крупнейшую в России.

2008 – 2009 гг. Илья Теплов совместно с диджеем Тошаном открыли клуб Арт-склад, вдохновившись идеей клуба «Атмосфера» попробовали формат безалкогольного клуба 2008г на Павелецкой, но через год закрылись из-за аренды. В 2013 г. Илья Теплов откроет клуб FreeLabs.

2009 г. На сцене «Глобус» московского театра «Школа Драматического Искусства» состоялась премьера спектакля «Саломея», который начинался с табла-соло в исполнении Сергея Кузнецова. Это было первое значимое появление дарбуки на театральных подмостках Москвы, так как ритм дарбуки сопровождал все действие спектакля. До этого дарбука звучала в спектакле «Иллиада», но как вспомогательный инструмент.

 

2009 г. открывается Трайбл Мафия. В трайбл было решено отказаться от идеи конкурсов.

Трайбл-мафия, 2010

2009 г. Открывается клуб «Твой Мир» на Большой Почтовой (Бауманская), который просуществовал несколько лет. (Кто занет подробнее?). В этом месте проходили фестивали «Шелковый путь» с этническими музыкантами Москвы в 2009 и 2010 гг. под руководством Сергея Кузнецова. В дальнейшем там же были клубы «Женский мир» и «Лотос». Студия «Дарбакеш» открывала там же новый год 2010 (?).

2009 г. Под руководством Сергея Кузнецова состоялся фестиваль «Шелковый путь с этническими музыкантами Москвы». В 2010 г. состоялся второй фестиваль.

Шелковый Путь 2009

2009 г. 5 декабря произошел пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перьми. С этого момента входит запрет на фаер-шоу в клубах и на улицах города, после чего данная активность пошла на спад.

2009 г. 28 августа Василий Лебедев и Сергей Кошеверов официально зарегистрировали Компанию «Чайное путешествие».

2010 г. Евгений Стрельников (Челябинск) основал первый российский ансамбль ближневосточной музыки «Хайям». Активная концертная и гастрольная деятельность началась в 2013 году с торжественного закрытия международного фестиваля «Арабские ночи».

Ансамбль Хайям, 2017

2010 г. 7 мюля Алексей Морозов устраивает первый концерт группы «Samba Real »на премьере фильма на винзаводе. С 2013 г. Алексей стал вести занятия своей школы на территории культурного центра «ЗИЛ» на Автозаводской.

2010 г. 6 октября появляется приложение Instagram, которое в 2012 г. было приобретено Facebook.

2010 г. 24 декабря стартовала революция в Тунисе, завершившаяся в 14 января 2011 года. Вскоре арабские страны стало лихорадить, что привело к Гражданская войне в Ливии (15 февраля — 23 октября 2011), революции в Египте (2011—2013), войне в Сирии (с 15 марта 2011 года), попытке госпереворота в Турции (16 июля 2016 г.). Все это привело к деградации региона, снижению туризма в Египет, остановка производства дарбук в Сирии и множеству других печальных последствий.

2010 – 2016 гг. Школу «Дарбакеш» впервые приглашают открыть Фестиваль восточных культур «Orientalia» в калужской области. В последующие несколько лет школа дарбуки открывала этот замечательный фестиваль на берегу Оки.

2014 г. Ориенталия.

2010 г. Артем Узунов записывает свой первый ролик с дарбукой "Let`s do it (House Darbuka)"

2011 г. Катя Эшта организует фестиваль «Cairo Mirage» 15-17 апреля, для которого привозит свой оркестр из Египта. Таблист оркестра — Шериф Або Эль Саад (Sherif Abo El Saad, автор межансе, таббаль Дины, таббаль оркестра Маргариты Савченко), в этом же оркестре впорследствии практиковался Орхан Исмаил.

Cairo Mirage, 2011

2011 г. Состоялся первый и единственный конкурс перкуссионистов ОРТО в России. Победителем стал Артем Узунов, второе место занял Сергей Кузнецов.

2011 г. Семинар по дарбуке Сергея Кузнецова в Вятке.

2011 г. Состоялось большое театральное выступление в Греции с участием Дмитрия Равича, Сергей Кузнецова, Алексея Морозова, Татьяны Тихоновой и большой театральной труппы под руководством Александра Калашникова.

2011, выступление в Греции

2011 г. С февраля Сергей Багаев и Джага Самба создали школу «AfroDrum», которая отпочковалась от школы «Drum Circle» Юры Рубина. Изначалльно школа находилась на территории музея Востока, потом появилась локация в первой школе мьюзикла на Китай-городе, потом школа переехала на репбазу на ул. Правды (Савеловской), потом в «Come-In» нв Тагаской. На Савеловской и на Таганской школа соседствовала со школой дарбуки Дарбукеш.

2011 г. Магазин Динатон запускает серию семинаров LearnMusic, на которых впоследствии будет принимать участие школа «Дарбакеш» и многие другие.

2011 г. В кинотеатре «Ханой» в мастерской Димы Равича проходит первый в Москве мастер-класс по японским барабанам под руководством Оксаны Мосейчук. В этом же кинотеатре располагалась студия Артура Газарова. Впоследствии Андрей Жилин там же в 2013 г. организовал мастер-класс по барабанам тайко Марко Лиенхарда.

первый в Москве мастер-класс по японским барабанам под руководством Оксаны Мосейчук, 2011

2011 г. На Чистых Прудах Сергей Королёв (Колкевич) открывает магазин этнических инструментов Та-Музыка. До этого Сергей работал в музыкальной сфере с 1998 г., изначально продавал аудиооборудование и кассеты на Горбушке. В 2013 г. в магазине прошел вебинар по дарбуке.

Магазин Та-музыка, 2013

2011–2014 гг. 1-го декабря На Серебрянническом переулке Антон Пыляев открывается этно-клуб М.Я.У., который просуществует до 27 июня 2014 г. Его сменит клуб «Место Место», который просуществкет до лета 2015 г. (информация пока по годам неточная)

2011 г. Реконструкция «Армы» рядом с «Винзаводом» на Курской. Ранее на территории располагались репетиционные базы. В 2017 г. прошел концерт восточного оркестра «Диван».

2012 г. В магазине Динатон состоялась презентация первого учебника по дарбуке.

2012 г. 1 июня в Москву в первый и последний раз приезжает всемирно известный дарбукист Хоссам Рамзи (Hossam Ramzy, 1953–2019 гг.) и Серена Рамзи, проводят мастер-класс по египетским ритмам.

2012 г. Основан этнопарк «Кочевник», где впоследствии прошло множество концертов и фестивалей этнической музыки.

2012 г. Ирина Николаева открывает арт-усадьбу «Гуслица». В дальнейшем в усадьбе проходили многочисленные семинары по этнической перкуссии. Один из семинаров с мастер-классом по дарбуке прошел 19 мая 2017 г.

2012 г.–2014 гг. Илья Теплов, команда арт-директоров и пиарщиков Таня и Юля Быковы Открывают антикафе FreeLabs на Большой Садовой, где проходили концерты этнической музыки. За 4 года сменило 4 места: сначала Чистые Пруды, потом Покровка (в конце 2013), Арбат и последнее место Большая садовая 10. Студия «Дарбакеш» выступала в заведении в 2013 г.

FreeLabs, 2013

2012 г. Роман Ломов на базе дк Чайка создает музей народных инструментов. В 2015 г. казачий ансамбль «Люди Вольные».

2012 г. Появляется приложение WhatsApp, с 2016 г. оно становится бесплатным и принадлежит Facebook. В 2010 г. появился его предшественник, Viber, а c 2003 г. существовал Skype.

2013 г. Встреча Нового года в Пране на Баррикандной.

Прана на Баррикадной 2013

2013 г. состоялась премьера спектакля Стойкий принцип, который сейчас идет на сцене «Электротеатра». В этом спектакле дарбука в исполнении Сергея Кузнецова также играет важную роль, как и в «Саломее».

2016 г. Спектакль стойкий принцип

2013 г. Вышла первая полноценная передача о дарбуке на российском телевидении.

 

2013 г. С приходом нового мэра Собянина в Москве попадают под запрет уличные музыканты и массовые сборы граждан (кто знает точный номер указа и дату?). До этого момента на Болотной площади, на Яузских воротах, на Арбате, люди массово собирались, барабанили, танцевали устраивали фаер-шоу.

2013 г. Политический кризис на Украине «Евромайдан» 21 ноября 2013 года — 22 февраля 2014 года

2014 г. Всемирно известный турецкий дарбукист Мисирли Ахмет впервые приезжает в Москву и дает концерт 17 мая. Ахмет также приедет на фестиваль Барабаны мира в 2017 г.

Мисирли Ахмет в Москве, 2014

2014 г. Запись ролика старинной музыки и выступление в Тарусе на даче Рихтера с оркестром Ивана Великанова с риком, дафом и дарбукой.

2011, выступление в Греции

2014 г. Состоялась запись передачи на телеканале Life News о дарбуке.

2014 – 2017 гг. 1 октября 2014. г. Николай Соболев и Максим Булыгин открывают ценр «О» на Арбате, где идут занятия по варганам, дарбуке, шаманским практикам. В центре проходили концерты этнической перкуссии и семинары.

2014 г. Школа Бродячего Оркестра открылась в старинной усадьбе на Поклонной Горе. В этой усадьбе некоторое время размещалась и школа бараьанов Дарбакеш. В состав школы входили Артем Дюба (скрипка), Арина Фролова и многие другие.

2015 г. 13 января Александр Гладыш регистрирует МАРКС - Международный АЛЬЯНС развития культуры и спорта, который тесно связан с беллидансом. В 2019 г. МАРКС переименован в Международное АГЕНТСТВО развития культуры и спорта.

2015 г. В апреле Андрей открывается культурный центр «Come-In», на территории которого впоследствии пройдет множество концертов этнической музыки, будут вестись занятия по дарбуке. Неофициальное открытие состоялось в 2014 г.

2015 г. В июне Алексей Ярцев открывает клуб «Стереоскоп», впоследствии переменованный в « Место Место» рядом с площадью Яузских ворот, который на короткий срок стал яркой площадкой для этнических концертов в Москве. Именно в этом здании проходили съемки кинофильма «Место встречи изменить нельзя», откуда выходил «горбатый». Здание являлось историческим, с 15 века там находились конюшни от которых остался фундамент. Здание было снесено под стоянку и офисный центр. В 2015 г. на этой площадке состоялся концерт «Синий Дервиш». В состав ансамбля входили Алексей Ножнов (уд), Андрей Емельянов (вокал, клавиши), Сергей Кузнецов (дарбука, даф, рик), Павел Правин (флейты), дервиш Паша.

2015 г. В октябре в Тунисе проходит международный театральный фестиваль, в котором участвуют около 20 стран. Россию представляет труппа во главе Натальи Кайдановской. На театральных подмостках Туниса звучит дарбука в исполнении Сергея Кузнецова (с 34 минуты соло на дарбуке).

2015 г. На фестивале Круги Света на ВДНХ проходит выступление оркестра Дмитрия Маликова под живую дарбуку Сергея Кузнецова.

Маликов 2015

2015 г. Александр Коренков, бывший управляющий клуба «Иесто Место» открывает свой клуб «ШАГИ» на Малой Семеновской 5 (Электрозаводская). На сцене клуба идут в основном рок-концерты, но иногда и коллективы с этнической музыкой.

2015 г. Проходит съемки сериала Мата-Хари в кадрах которого участвуют дарбуки. В этом гожу Дарбакеш переехал в центр «О» на Арбате.

2015, сериал Мата-Хари

2015 г. 18 сентября в театре на Серпуховской состоялась премьера спектакля «Алладин» с ансамблем восточной музыки с участием Камаля Баллана, Кирилла Ошерова, Анны Тончевой.

спектакля «Алладин»

2015 г. Известный певец Чарли Армстронг приглашает Сергея Кузнецова с дарбукой на выступление на день города в парке Сокольники.

2015, сериал Мата-Хари

2015 г. 24 ноября сбит российский самолет в Турции. После этого события закрывается поток товаров из Турции, в том числе партии дарбук прекращают поступать в магазины Динатон и с этого времени в музыкальных магазинах России начинается острая нехватка дарбук.

2016 г. В Москве запускается проект «Музыка в метро». Теперь, чтобы играть в метро нужно пройти комиссию и зарегистрировать площадку.

2016 г. Состоялась передача о дарбуке на телеканале РТР, в програма «Календарь», 11 октября 2016 г.

2017 г. С 16 по 18 июня в Москве проходит фестиваль турецкой культуры. Ученики школы Дарбакеш выступали на одной сцене с известным турецким дарбукистом, Хамди Акатаем. На этом же фестивале Хамди презентовал свой сборник турецких ритмов.

Фестиваль Турции, 2017

2017 г. Мария Шенггер организует танцевальный фестиваль «Al-Rakesha», который студия Дарбакеш открывает своим выступлением в ресторане на Новослободской. Последующие фестивали проходили в театре Фламенкерия на Бауманской.

2017 г. Наталья открывает центр этно-центр «RootRoof» на территории «Come-In».

этно-центр «RootRoof» на территории «Come-In», 2017

2017 г. Школа Дарбакеш дает ударный концерт на Бородинской панораме перед ее закрытием на капитальный ремонт.

2017 Бородинская панорама

2017 г. Мария Крижановская организует оркестр «Восточное Собрание» куда входят Булат Равилов (уд, дудук, гитара, перкуссия), Борис Штейнберг (уд), Гхофран Зейно (вокал, альт), Сергей Кузнецов (дарбука). Впоследствии перкуссионистами ансамбля стали Егор Модяев и Роберт Гаспарян.

2018 г. В июне в Тыве проходит крупнейший шаманский фестиваль. На фестивале ведется обучение барабанам и проводится концертная программа с дарбукой.

2018, Шаманский фестиваль в Туве

2018 г. В энопарк Кочевник к верблюдам и Северным оленям приезжают дарбуки и проводим обряды ритма.

2018, Кочевник

2018 г. Школа Дарбакеш принимает участие в Вogemian Show в Джаганнате на Таганской.

2018, Богемиан шоу

2018 г. Состоялся крупный концерт этнической музыки в Come-In, посвященный 10-летию студии «Дарбакеш». На концерте выступали многие шруппы и школы. В том числе принял участие иранский мастер по тонбаку Эхсан Заре, Андпкй Танзю, ансамбль средневековой османской музыки с Антонио Грамши, Борисом Штейнбергом, Джилии Аморетти, Тарувиния Граба, ансамбль Весенняя Свирель с Павлом Шмыревым, Еленой Темрук, Кирилл Россолимо, Динара Юлдашева, студия «Альгамбра».

10 лет студии Дарбакеш, 2018

2019 г. Кирилл Ошеров совместно с Геннадией Лаврентьевым И Паатой Чакаберия основал проект "Треугольный Сон" в стиле современной модальной музыки. С 2009 г. ведет занятия по тонбаку.

2019 г. Состоялось выступление проекта Дара-Яра в Этномире. В составе Дарья Рыбакова, Мария Волкова, Юрий Капля.

2019 г. Выходит передача об истории барабанов на телекнале «Эврика»

2019 г. Студия «Ченнелинг» переименована в «Дарбакеш» на 11-летии студии.

2019 г. 27 дакабря дарбука на первом канале в шоу Голос. Правда положение инструмента вертикальное.

2020 г. Сергей Кузнецов создает хронологию этнической музыки в России, приглашает принять участие в ее написание всех участников процесса.

Продолжение следует...

Персоны этнической музыки

Помимо руководителей клуюбов и школ существовали отдельные музыканты и деятели культуры, которые не вписывались ни в какие рамки и созжавали свои направления. Можно перечислить следующие имена: Вилли Мельников, Антонио Грамши, Ян Бедерман, Михаил Михайлюк, Вреж и многие другие. Без них была бы невозможна та атфосфера творческого безумия, которая наполняла вышеперечисленные клубы. В дальнейшем буду описывать эти личности подробнее.

Продолжение следует...

Всплеск интереса к восточной музыке и перкуссии в России

Начиналось все с того, что после перестройки появилась возможность свободно публиковать свои взгляды и убеждения. А на заре 90-х после развала СССР в России лед не просто тронулся, но начался бешенный поток множества духовных и эзотерических практик под общим названием нью-эйдж. Стали появляться маги, экстрасенсы, различные секты. Прямо в метро можно было приобрести кришнаитскую литературу и приобщиться к духовной культуре Индии. Собственно индийская культура стала для многих отправной точкой в их поисках. После феноменального успеха Фестиваля индийской культуры в СССР 1988 года в Москве в марте 1989 года был открыт Культурный центр им. Джавахарлала Неру, в котором вскоре открывается класс индийских табл и индийского танца.

Первую школу латиноамериканской перкуссии «Sambateria» создаёт Артур Газаров в 1998 г., но обучение в ней оставалось уделом самых талантливых. В 2001 г. в Санкт-Петербурге открывается первая в России школа дарбуки «Magic Drums» под руководством Оссамы Шахина. В 2002 г. Александр Бочагов, открывает первую общедоступную школу этнической перкуссии в Москве «GlobalBeatSchool», сотрудничая с фирмой REMO. Однако преподавание на дарбуке велось в вертикальном положении. В 2003 г. Абдель Кадыр Саидхарун (Узбекистан) создаёт в Москве школу дарбуки «EthnoBeat». В том же 2003 г. в Тольятти возникает фестиваль «Барабаны мира», который внёс большой вклад в популяризацию этнической перкуссии в России. В 2004 г. Юрий Рубин открывает школу «Drum Circle» на базе Музея Востока, в которой впоследствии Сергей Кузнецов начал преподавание дарбуки. В 2005 г. Дмитрий Равич создаёт проект «Большой Барабан», чьи инструменты ныне используются в студии «Дарбакеш».

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахВ 2008 г. ученики школы «Этнобит», Антонио Грамши и Сергей Кузнецов создают школу «Channeling», которая в 2019 г. была переименована в «Дарбакеш». Отличительной чертой школы «Дарбакеш» стало широкое использование нотного материала, результатом которого в мае 2012 г. стал выпуск самого объёмного в мире учебника по дарбуке. Первый учебник с упражнениями для дарбуки в виде классических нот в 2001 г. выпускает преподаватель Амстердамской школы музыки Бехнан Гешмез (Behnan Göçcmez, р.1954). С 2005 г. выходит серия учебников Роки Данзигер (Raquy Danziger, США). Именно она популяризовала буквенную форму записи и ввела новые обозначения для турецкой техники. В 2017 г. на фестиваль Турции Хамди Акатай привозит своё пособие, которое по сути является сборником турецких усулов. Многие наработки этих пособий вошли в учебник, вышедший в 2020 г.

Большую роль в популяризации дарбуки сыграли восточные танцы и танцевальные конкурсы и этно-дискотеки. Очарование восточной музыкой поначалу проникало в Россию посредством записей, путешествий на Ближний Восток и ресторанных выступлений. Еще в 1991 г. Камаль Баллан играл в ресторане «1001 ночь» на уде, а в 1993 г. к нему присоединился иорданец Уаэль Ниджим с дарбукой. Спустя три года он выступал в ресторане «Аштар» и в шоу «Шамахан» вместе с Камалем Балланом. В этих же ресторанах начинали делать первые шаги такие танцовщицы как Татьяна Федяева (Nour), Елена Рамазанова и ряд других.

Первый танцевальный конкурс состоялся в 1994 г., о чём написано на сайте Татьяны Федяевой. А с 2001 г. под эгидой ОРТО появились полномасштабные танцевальные конкурсы, включающие номинацию «живая табла». В это же время танцевальные студии стали привлекать дарбукистов на свои занятия, в частности студии Марии Крижановской и Фейруз сотрудничают с Кадыром Саидхаруном и его учениками. Также Кадыр и Александр Лефтер сыграли важную роль в поставках дарбук в Россиию. Впоследствии этим также занималась компания Динатон вплоть до таможенного кризиса с Турцией в 2015 г., после которого количество дарбук в московских магазинах резко сократилось.

На конкурсах появляется номинация импровизации под живую таблу, а с 2004 г., Осама Шахин (Ливан) стал активно участвовать в их проведении. Известными таблистами, специализирующиеся на танцевальных конкурсах в России стали Артём Узунов, Орхан Исмаил, Тимур Сихарулидзе, Карина Мартиросян, да и а Сергей Кузнецов поработал на этом поприще.

школа этнических барабанов - обучение игре на барабановРазвитие этнической перкуссии подстёгивали такие клубы как «Путь к Себе», «Ротонда», «ОМ», «Белые облака», «Твой мир», «Вос-Дух», этно-фестивали и этно-дискотеки, на которых можно было барабанить под восточную музыку. С середины 2000-х москвичи массово брали барабаны и джемили на Болотной площади и Яузских воротах вместе с фаерщиками вплоть до запрета в 2013 г. В то же время возник спрос на барабанные тренинги для офисных сотрудников, которые после тяжелого трудового дня берут в руки барабаны и погружаются в состояние безудержной радости и веселья.

В современной эстрадной музыке дарбука прозвучала в хите «Desert Rose», 2000 г. Эстрадные классические барабанщики часто используют дарбуку в вертикальном положении или как ко часть барабанной установки, что снижает возможности звукоизвлечения по сравнению с горизонтальным положением инструмента. В такой позиции практически невозможно использовать пальцевую технику с роллами и тремоло. По всей видимости, горизонтальная постановка возникла на востоке где принято сидеть на полу без стульев. Именно эта позиция дает необычайный акустический эффект множественного эха в природных ландшафтах. Известный барабанщик из Туркмении Ришад Шафи (1953 – 2009 гг.) использовал множество дарбук на своей гигантской барабанной установки, которая ныне хранится в музее им. Глинки, с которой он выступал в 2006 г. на фестивале «Этнолайф» в Сарочанах. Автор текста также выступал с такими эстрадными артистами как Чарли Армстронг и Дмитрий Маликов. Среди современных исполнителей, в альбомах которых дарбука играет немаловажную роль, хотелось бы отметить иранскую певицу Азам Али (Azam Ali, группа «Vas», «Niyaz»), канадская певица Лорина Маккеннит (Loreena McKennitt), Даяна и Дэвид Аркенстоны (Diane Arkenstone & David Arkenstone), Фил Торнтон в содружестве с Хоссамом Рамзи (Phil Thornton), болгарская группа «Irfan», американская группа «Стеламара» («Stellamara»), турецкая группа «Light in Babylon», коллектив «Estampie», группа Солас («Solas», популярна в среде «трайбл»), марокканская певица Наташа Атлас.

 

Статьи о ритме и барабанах

Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

Ритмическая нотация, упражнения

 


Учебник по дарбуке

 



История беллиданса его музыки
Новости

На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.

17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня Учебник по дарбуке

C 19 января 2020 г. запускается мини-курс для начинающих, освоение базовых техник и ритмов. Приглашаем к участию!
vk.com/darbuka2020
Оплатить курс можно по ссылке:
rootroof.ru/darbuka

12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.

На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.

Ближайшие занятия в 2019 г. - 22 и 29 декабря (воскресенье)
25 декабря (среда) занятия отменяются.
В 2020 г. занятия возобновятся 12 января (воскресенье)

На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»

Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml

1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
Дарбакеш

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.

22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.

12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!

28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.

17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.

12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.

10 лкт Дарбакешу18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB

27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.

23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.

14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.

10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

Курс по дарбуке

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)

16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

9 лет школе Дарбакеш

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008-2020

Телефон: 8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов

барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/darbakesh, www.facebook.com/darbakesh, www.instagram.com/darbuka_moscow
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия по дарбуке:
darbuka@darbakesh.ru

www.al-mental.ru - музыкальный проект

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник