Основные музыкальные термины для перкуссиониста
|
|
|
|
Знак :x с цифрой означает повторение блока указанное количество раз
Пример 2
|
|
|
Пример 3
|
|
|
Если ритмический рисунок начинатся со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. Затакт — это неполный такт, с которого может начинаться музыкальное произведение. Чаще всего это последняя доля такта, что очень характерно для латиноамериканской музыки.
Квадратом в музыке обозначается законченная фраза определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.). Часто квадратом называют 4 такта на 4/4, хотя на деле квадраты могут быть очень разными. Интересную интерпретацию музыкального квадрата вы также можете прочитать в статье визуализация ритмов.
Доли ритма, которые приходятся метрические акценты, называются сильными. Доли, не имеющие метрического акцента — слабые.
Ударение, падающее на слабую долю такта. Таким образом ударение вступает в противоречие с метрическим акцентом, образуя ритмическую сбивку — синкопу. Ощущение синкопы возникает только при наличии 2-х условий: 1) если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта; 2) если акцент на слабой доле такта будет не просто более сильным звуком, а подлинным ритмическим акцентом, вызывающим у слушателя внутренний толчок. Если же не будет этих 2-х внутренних акцентов, слушатель воспримет не синкопу, а сдвиг тактовой черты или нечто ритмически неоформленное.
В некоторых народных ритмах (грузия, средняя азия) присутствует едва заметное микроритмическое синкопированное опережение или запаздывание в соотнесении с основным метробитом, придавая некоторую живость ритму за счет естественной хромоты.
Пример синкопы в ритме Халиджи
1-+-2-+-
D-kD-kTk:
Условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (секунда, минута, века), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Длительностью могут выражаться как звуки, так и паузы.
Существуют такие длительности как целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. В целой ноте умещается две половинных, 4 четвертных, 8 восьмых, 16 шестнадцатых, и 32 тридцатьвторых.
Возьмем, например, ритм Максум на 4/4
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D-tkT-tk:
T--- является четвертной, D- является восьмой, а t — шестнадцатой. Как видно, чтобы поместить тридцатьвторую нужно либо удлинять строку, либо вводить дополнительные обозначения. В нашей школе для компактной формы записи используется ряд обозначений с роллами ~ или r. В арабской технике ролл ~ означает быстрое kk, в турецкой быстрое kkk (триоль).
Если за буквой R следуют серия ударов, то она означает TK или KT, если же это одиночный символ, то ногтевой ролл правой с завершением левой. M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd
M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd
Примеры
~tkt-: —> kkt-k-t---: арабская техника
—> kkkt--k--t-----: турецкая техника
RTKT-: —> TKT-K-T---: арабская техника
—> TkkT--K--T-----: турецкая техника
RDKT-: —> TKD-K-T---: арабская техника
—> TkkD--K--T-----: турецкая техника
RKKT-: —> KTK-K-T---:
MKKT-: —> KDK-K-T---:
rrtk-: —> tktkt-k---: арабская техника
—> tkktkkt--k-----: турецкая техника
rrkk-: —> ktktk-k---:
Rrtk: —> Tktkt-k-:
Mrt-: —> Dktkt---:
mm: —> dddd
Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.
К такому делению относятся:
Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
Триоль — деление на 3 вместо 2-х
Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
Секстоль — деление на 6 вмест 8-ми
Септоль — деление на 7 вмест 8-ми
Новемоль — деление на 9 вместо 8-ми
Децимоль — деление на 10 вместо 8-ми
Ундецоль — деление на 11 вмест 8-ми (в нашей школе на занятиях вы можете услышать ундецоль с замедлением)
В восточноазиатских ритмах встречаются также рисунки с замедлением или ускорением, где длительность нот меняется по логарифмической шкале (звук отскакивающего мячика).
Знак равенства = в сочетании с цифрами означает операцию «размазывания», в случае если нужно показать, что определенное количество ударов приходится на несколько тактов. Например, 3=== означает, что на четыре такта приходится 3 удара (триоль). Если вместо тройки использовать 5 или 7, то это будет означать использование квинтоли или септоли. Если используется быстрая триоль, то знак равенства может опускаться.
t3k3 означает tktktk (арабская триоль), а t3t3 или t=3=t=3= означает t13t13 (турецкая триоль).
Когда возникает необходимость детализировать сложные заполнения, можно использовать так называемую модульную нотацию, разработанную Антонио Грамши. В этой нотации заполнение отдельной доли можно ограничить точками.
Пример 1
1. Компактная форма
2. Модульная запись с триолями:
|
3. Модульная запись в столбик
4. Линеная нотация более длинная:
|
Преимущество модульной нотации состоит в том, что очень сложные ритмы можно записывать в компактной форме, однако такая запись будет нелинейной относительно тактовой строки. На занятиях в школе мы используем форму записи в столбик, так как она очень удобна для записи на доске, к тому же в ней можно легко отделить базовый ритм от наполнений. Но её сложно сохранить в виде линейного текста, например для того, чтобы перенести запись в плеер ритмов, поэтому в учебнике используется линейная форма нотации.
Размер такта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби.
Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 7/8 состоит из семи долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте.
Так, например, ритм на 9/8 (Карсилама) будет короче ритма на 5/4 (Куркуна).
Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров. Например 5/8 = 3/8+2/8 или 2/8+3/8 . Если в записи ритма после двоеточия стоят цифры со знаком +, это означает деление размера на доли. Например,
1---+---2---+---3---+---4-
D-D-k-k-T-k-t-k-D-k-t-k-k-: 4+4+5
Для того чтобы играть сложные размеры часто используются короткие стишки в рифму размеров.
Например, раз-два-раз-два-раз-два-три используется для размера на 7/8.
В некоторых традициях, например в балканской музыке, нечетный размер приводят к четному за счет удлинения самих долей. Например, ритм «дажчово», аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.
1-2-3-4-5-6-7-8-9- классическая пульсация
D---T---D---T-----:
1-+-2-+-3-+-4--+-- балканская пульсация
Последовательность ударов правой (R) и левой (L) руки. На африканских барабанах джембе аппликатура, как правило, самая простейшая RLRL. На дарбуке за счет ассиметричной постановки аппликатура может быть самая разнообразная. Для этого существует ряд упражнений на рудименты.
Например, один и тот же ритм можно сыграть как D-T- tkT-D-tkT-tk: или как D-T-kkT-D-tkS-tk: что дает большое количество вариантов украшений.
В разделе ритмов в первой строке ритма указывается базовый вариант, остальные строки содержат варианты наполнения. Наполнение ритма содержит более мелкие длительности и звучит тише основных долей ритма.
Например
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D---T---: Базовый ритм Маскум
D-S-k-S-D-k-S-kk: Вариант наполнения: «Идущий»
Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).
В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).
Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика. Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство.
|
18 июня 2024 года вышло шестое издание учебника «Дарбука продвинутого уровня» 26 мая 2024 г. выступили в ресторане «Падишах» 21 апреля 2024 г. приняли участие в вечеринка «Навруз» 17 февраля 2024 г. приняли участие в фестивале «Этнофест» 26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих» 4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ 18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы 7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest 31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ 5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023». С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio 23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь» 8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка 19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ 16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ 26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion». 6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь». 21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу. C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию. 7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках» 2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте». 20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022» 28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео > 14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира. 28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео > 24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео > 19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео > С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение) В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями. 19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе. 29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.
27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow. 3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket. 21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре. 17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой. С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021» 29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих. 15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака». В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте. 5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии 14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке. 12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе! 1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России. 17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих. 12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке. На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями. На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis» Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений: 1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии. 29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука. 22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире. 12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе! 28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00. 17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая. 12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок, следующий открытый урок планируется в марте. 18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB 27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. 29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской. 23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф. 14-го февраля, в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов. 10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира. С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16. 16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах. 2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. 26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме 11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы. На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF). 23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF. Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы. C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017. 17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене. 20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице. 16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши) 19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах. 4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa. 22 ноября 2016 г. опубликовано Учебник по дарбуке
Список обозначений основных видов ударовD (Dun) — басовый удар правой. |
|
Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2024 Запись на занятия по дарбуке: www.al-mental.ru - музыкальный проект При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник |